РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ

Развитие ребенка

Баночки с крышками

Приготовьте самые разные пузырёчки, флакончики и баночки. И ещё желательно, чтобы крышечки открывались и закрывались по-разному — завинчивались, просто надевались или вставлялись, как пробки.

Покажите малышу, как открывается каждая баночка и каждый пузырёк. Пусть теперь сам попробует их открыть!

Главное, чтобы ребёнок понял: каждая крышечка подходит для какого-то одного флакончика и не подходит для другого.

Перемешайте все крышечки — пусть малыш займётся важным делом.

❀ Игра развивает внимание малыша, даёт представление о различных формах предметов и о том, как они взаимодействуют между собой.

Бросаем мячик

Малыш немного подрос, и теперь вы можете не только катать мячик по полу, но и бросать его друг другу.

Лучше всего использовать для занятий утренние часы, после того как ребёнок хорошо выспится. Большая физическая нагрузка допускается не ранее чем через час после еды.

Попросите ребёнка бросить вам мяч и покажите, как нужно ловить его. Теперь, отойдя на небольшое расстояние, сами бросьте малышу мячик.

Не поймал? Ничего страшного, попробуем ещё раз! Получилось? Вот умница, какой ловкий! Самый ловкий малыш в мире!

Если среди игрушек найдётся несколько мячиков, вы сможете устроить ещё одну игру. Поставьте большую коробку и по очереди кидайте мячики туда — весело будет и ребёнку, и маме!

❀ Игра с мячом развивает координацию движений, чувство равновесия и ловкость, поднимает малышу настроение.

Весёлые прищепки

Наверняка у вас в доме найдутся бельевые прищепки. Если же нет, купите их в магазине — яркие, пластмассовые. Пусть малыш поиграет с ними — это прекрасный тренажёр для развития мышечной силы рук.

Покажите крохе, как брать прищепку двумя пальцами, разжимать её и прикреплять на лист плотного картона. Впрочем, для этой цели подойдёт не только картон: можно цеплять прищепки и на кастрюлю, и на край соломенной хлебницы, и на верёвку, натянутую между спинками стульев.

Вообще, с разноцветными прищепками можно придумать много всего интересного, например, с их помощью можно создавать узор, поочерёдно прицепляя их к листу картона. Призовите на помощь всё своё воображение. И малыш пусть пофантазирует с вами — он тоже обязательно придумает что-нибудь интересное!

❀ Игра способствует развитию мелкой моторики, фантазии и воображения.

Вот еще один пример:

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)

Друг без друга им нельзя.

Гимнастика и развитие координации.

  1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
  2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
  3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
  4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
  5. Катать мячики, машинки.
  6. Кидать мячики.
  7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
  8. Бить по мячу ногой.
  9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).

10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.

11. Учиться переносить различные предметы на подносе.

12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.

13. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.

14. Толкать тележку, игрушечную коляску.15. Тянуть за собой предметы на веревочке.16. Играть с мамой в догонялки.17. Игры на фитболе по возрасту.18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.19.

Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.23.

Учиться катать машинку через “тоннель”.24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Давай польём цветочки!

Малышу будет очень приятно, если вы поручите ему какое-нибудь важное дело. Например, он может помочь вам полить цветы.

Купите для этого маленькую пластмассовую леечку. Наберите в неё немного воды и дайте малышу.

Если цветы стоят высоко, поднимите малыша на руки — пусть поливает. Придерживайте лейку и направляйте ручку ребёнка.

Если горшок с цветами стоит на полу, малыш будет поливать сам.

Похвалите его: какой он трудолюбивый, как хорошо заботится о цветочках! Покажите маленькому, как вы им гордитесь.

Ребёнку необходимо чувствовать себя нужным, и для него очень важны ваши одобрение и похвала.

❀ «Взрослые» дела, которые вы поручаете малышу, расширяют его кругозор, развивают речь, познавательные способности и умение общаться.

Жил на свете малыш…

Ребёнку очень понравится сказка, главным персонажем которой станет он сам. Сочините увлекательную историю, в которой будет задействован ваш малыш. Начните так: «Жил-был на свете мальчик по имени Саша…

» Придумайте какие-нибудь два-три слова, которые будете постоянно повторять в своей истории. А малыш пусть произносит их вместе с вами. Например, мальчик Саша, увидев что-нибудь интересное, будет произносить: «Вот это да!»

Жил-был на свете мальчик Саша. Однажды он отправился с мамой в лес собирать грибы. Шли они, шли и вдруг увидели под кустом много-много белых грибов. Саша сказал: «Вот это да!» Вдруг они услышали, что ветки зашевелились. Подняли головы, а там — белочка. Саша сказал: «Вот это да!»

Эту историю можно продолжать сколько угодно, а события её могут развиваться в любом направлении. Лишь бы малышу было интересно слушать! А ещё он может придумывать сюжет вместе с вами.

❀ Игра способствует развитию речи, фантазии и воображения.

Заводные игрушки

Детям очень нравятся заводные игрушки. Яркий разноцветный волчок, клюющий зёрнышки петушок, машинка, разъезжающая туда-сюда по комнате, — всё это очень занимает ребёнка.

Покажите малышу, как привести игрушку в действие. Возьмите ручку малыша и заведите игрушку вместе с ним — так он сразу поймёт и запомнит, как это делается.

Рассказывайте ему: «Видишь, петушок клюёт зёрнышки», «Паровозик гудит: “Ту-ту!”, машинка едет: “Би-би!”».

А теперь спросите малыша: «Как гудит паровозик?», «Как едет машинка?»

Игрушки должны легко заводиться, иначе малыш не справится и сильно огорчится. А так он получит удовольствие не только от самих игрушек, но и от того, что он сам привёл их в движение.

❀ Такое занятие помогает развивать речь, мелкую моторику, внимание и познавательные способности.

Зарядка для язычка

Сядьте напротив ребёнка, начните рассказывать весёлую историю и показывайте, что нужно делать. Малыш будет повторять движения.

Погулять язык собрался:

(откройте рот)

Он умылся

(кончиком языка быстро проведите по верхним зубам),

Причесался

(несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте язык и спрячьте),

На прохожих оглянулся

(проведите языком по губам — облизнитесь),

Вправо, влево повернулся

(поверните язык вправо и влево),

Вниз упал, наверх полез

(опустите язык, затем поднимите),

Раз — ив ротике исчез

(закройте рот).

❀ Игра полезна для тренировки артикуляционного аппарата.

Имена и названия

Когда ребёнок учится говорить, он с большим удовольствием повторяет своё имя. И неудивительно, ведь он всё время слышит это слово от взрослых! А раз они произносят его так ласково, то и означать оно должно что-то хорошее.

Пришло время помочь малышу понять, что у каждого предмета есть своё название, а у каждого человека — своё имя. Возьмите маленького за ручку и коснитесь ею какого-нибудь предмета, например стола. Скажите:

Очень скоро малыш сообразит, что ласковое слово, которое он так любит повторять, — его имя, узнает, как зовут близких людей и как называются предметы, которые его окружают.

❀ Игра способствует расширению кругозора ребёнка, обогащает его словарный запас, развивает мышление, внимание, память.

Имена пальчиков

Ваш малыш уже знает названия пальчиков? Если нет, самое время его научить. Для этого есть специальный стишок. Читайте его, показывая по очереди свои пальцы:

Палец толстый и Большой

В сад за сливами пошёл.

Указательный с порога

Показал ему дорогу.

Палец Средний — самый меткий,

Он снимает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А Мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

А теперь повторите стишок, перебирая пальчики малыша. Пройдёт немного времени, и вы усложните игру. Вы будете читать стишок, а ребёнок — сам показывать пальчики.

❀ Игра стимулирует речевое развитие, мелкую моторику, мышление, память.

Еще по теме  Почему ребенок не выговаривает буквы и что с этим делать?

Интересные фигурки

Пришло время освоить одну очень интересную развивающую игру — рамки и вкладыши. Они сделаны в форме геометрических фигур — кругов, квадратов, треугольников.

Сначала разложите вкладыши и по очереди показывайте их малышу. Говорите, как называется каждая фигурка. А теперь дайте их маленькому в руки: ему ведь так важно всё рассмотреть и потрогать. Пусть он сложит фигурки в коробочку и снова высыплет.

А теперь — более сложная задача. Нужно подобрать фигурки к соответствующим рамкам. Помогите малышу — на первых порах у него может не получаться.

Вообще, существуют и другие серии рамок-вкладышей — по различным тематикам. Прекрасная игра — и полезная, и увлекательная! Она очень понравится вашему малышу.

❀ Рамки-вкладыши развивают сенсомоторную координацию ребёнка, мелкую моторику рук, целостное восприятие, любознательность.

Капризулькин

Каждая мама вам скажет со вздохом: «К сожалению, малыш не всегда бывает весёлым и послушным…» Это вполне естественно: ведь он живой человечек, и у него есть свои чувства. Как же вернуть малышу доброе расположение духа?

Расскажите ему историю о том, что в каждом доме живут такие невидимые существа, которые заставляют детишек хулиганить, капризничать, не слушаться маму и папу. Как только малыш начнёт капризничать, попросите его прогнать Капризулькина.

Пока малыш бегает по квартире и прогоняет вредное существо, он забудет о своих капризах. Если же вам нужно будет срочно заняться каким-то делом, а малыш не захочет играть самостоятельно, попросите его прогнать Мешалкина.

Только следите, чтобы малыш не начал всякий раз сваливать свою вину на таинственных человечков. Объясните ему, что за свои поступки он должен отвечать сам.

❀ Игра развивает воображение и поднимает настроение. Ребёнок учится осознавать и контролировать свои эмоции.

Катаем мячик

Играть в мячик всегда весело. Его можно толкнуть, покатать по полу, догнать и снова толкнуть.

Сначала покажите это малышу и объясните, что вы делаете: «Смотри, как здорово — мячик покатился! Вот я его сейчас догоню! И ты — ну-ка, догоняй его! Ой! Он опять от нас убегает!»

Посадите ребёнка на пол, разведите ему ножки пошире. Сами сядьте напротив.

Толкните мяч в сторону малыша, чтобы он поймал его. Покажите, как поймать мяч двумя руками.

Теперь очередь крохи толкнуть мяч в вашу сторону. «Ну-ка, кати мячик маме!»

Покатил? Какая умница! Не забудьте его похвалить.

❀ Игры с мячом способствуют развитию крупной и мелкой моторики, учат ребёнка общаться и играть с другими детьми.

Коробка с сюрпризом

А сейчас будет сюрприз! Точнее, сразу много сюрпризов. Возьмите коробку и положите в неё несколько маленьких игрушек.

Покажите коробку малышу, потрясите её и скажите: «Ой, кажется, в коробке что-то есть. Давай-ка посмотрим!»

Снимите крышку и, вытаскивая игрушки по одной, передавайте их ребёнку, обращая внимание на их форму, цвет и детали.

Покажите малышу, что коробка пуста: «Всё, больше нет игрушек!»

Потом снова сложите игрушки в коробку: пусть теперь малыш достаёт их. Все игрушки достал? Умница! Теперь нужно опять сложить их в коробку.

Для того чтобы игра не наскучила, каждый раз кладите в коробку новые игрушки.

Через какое-то время усложните задание. Наглухо заклейте коробку, а в одной из её стенок проделайте отверстие. При этом форма отверстия может быть любой: круглой, овальной, треугольной или квадратной.

Пусть малыш вытаскивает игрушки, просунув руку в отверстие.

❀ Эта игра развивает мелкую моторику, сообразительность, внимание и память ребёнка.

Кто как ходит?

«Давай, малыш, поиграем в зоопарк. Как ходят разные животные? Вот идёт верблюд. Посмотри, как он медленно и важно выбрасывает вперёд свои ноги». Пройдитесь, изображая верблюда. А теперь пусть малыш повторит.

«Вот скачет лошадка. Посмотри, нужно высоко поднимать колени». Шагайте, показывая малышу, как ходит лошадка. Отлично, а теперь пусть он покажет.

«А как крадётся хитрая лисичка? Правильно, на носочках. А мишка косолапый топает вразвалочку — топ-топ. Ой, вот зайка поскакал — прыг-скок, прыг-скок, то прямо, то в сторону».

Рак пятится назад, а бабочка весело машет крылышками, кружа над цветочками. При желании можно придумать и разыграть целую сказку про животных — главное, чтобы малышу было весело и интересно.

❀ Игра способствует физическому развитию малыша, формированию артистизма. Кроме того, она дарит массу положительных эмоций и обогащает общение между ребёнком и мамой.

Ласковый малыш

Каждая мама хочет, чтобы её любимый малыш рос добрым и ласковым. И эти качества вполне можно в нём развить.

Сядьте с малышом на пол, а рядом положите несколько его любимых игрушек. Возьмите одну из них на руки и покачайте, как ребёнка. При этом повторяйте: «Какой ты хороший! Как мне нравится с тобой играть!

А теперь возьмите на руки своего малыша, покачайте и скажите ему такие же нежные и ласковые слова. Дайте ему игрушку и попросите погладить и приласкать её.

Если малыш ещё не говорит, скажите сами: «Ах, какой хороший мишка! Как малыш любит своего мишку!»

Вскоре вы увидите, как малыш сам берёт любимую игрушку и нежно с ней раз-

❀ Игра помогает малышу вырасти добрым, ласковым и заботливым.

Лексические темы:

  1. Посуда.
  2. Рыбы.
  3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
  4. Машины.
  5. Кораблик.
  6. Домики.
  7. Цветы.
  8. Грибы.

9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).11. Овощи, фрукты.12. Продукты, еда.13.

Животные домашние.14. Животные дикие.15. Одежда.16. Мебель.17. Птицы.18. Части тела, части лица.19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Ловкие пальчики

На какие только чудеса не способны маленькие пальчики! Например, они могут сделать «домик».

Пусть малыш сложит ладошки под углом друг к другу — так, чтобы кончики пальцев соприкасались. Средний пальчик правой руки приподнят — будто это труба. Кончики мизинцев, касаясь друг друга, чуть-чуть отодвинуты в сторону — это балкон.

А теперь сделаем «флажок». Пусть малыш вытянет руку тыльной стороной кисти к себе, а потом развернёт ладонь так, чтобы большой палец смотрел вниз.

Предложите непоседе изобразить «очки». Для этого нужно указательные и большие пальцы соединить в колечки и приложить их к глазам.

Конечно, вы покажете малышу, как складывать пальчики, — сам он пока не догадается!

❀ Упражнения для пальчиков развивают мелкую моторику ребёнка, расширяют его кругозор, поднимают настроение.

Ловкие ручки

Есть много способов потренировать ручки малыша. Очень полезно, например, поиграть с губкой или мячиком. Сжимайте губку или маленький мячик и приговаривайте:

Эта ручка — правая

(сожмите губку или мячик правой рукой),

Эта ручка — левая

(переложите губку или мячик в левую руку и сожмите их левой рукой).

Я на губку нажимаю

(перекладывайте предметы из одной руки в другую, попеременно сжимайте их правой и левой рукой),

Я зарядку делаю.

Теперь очередь малыша. Дайте ему губку и читайте стишок. Он перепутал ручки? Не страшно! Мама поправит.

Благодаря этой игре малыш быстро запомнит, где у него правая рука, а где — левая. Ведь порядок слов и движений всегда один и тот же — никакой путаницы!

❀ Игра полезна для развития мелкой моторики и координации движений. Постепенно малыш запоминает, какая ручка правая, какая — левая.

Моделирование.

  1. Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
  2. Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево(два элемента) – ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.
  3. Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
  4. Играть в конструкторы по типу «Лего» (спонтанное моделирование).

Морской бой

Так, а кто это у нас не любит купаться? Неужели наш малыш? Сейчас мы поиграем в одну игру, и в следующий раз наш маленький пловец уже сам будет проситься в ванную.

Сделайте несколько бумажных корабликов и по одному спускайте их на воду. Пусть карапуз сначала наблюдает за действом, сидя у вас на руках. Дайте малышу слегка поводить по воде ручонкой. Пустите ещё один кораблик с какой-нибудь маленькой фигуркой на борту.

А теперь осторожно опустите в воду самого малыша. Когда он усядется в ванне, покажите, как делать рукой волны. Пускайте в воду кораблики. Может быть, малыш тоже попробует отдавать команды: «Право руля! Лево руля!

❀ Игра превращает купание в увлекательное занятие и делает его приятным для малыша.

Необычный бутерброд

Согласитесь, что есть бутерброд просто так — скучно и неинтересно. Вот и малыш отказывается. Как же его накормить? Нужно придумать что-то необычное.

Ну-ка, зовите малыша! Попросите его вам помочь — так будет веселее. Вы разрежете ломтик хлеба по диагонали и намажете маслом, а малыш будет украшать. Пусть он положит сверху ягоды, кружочки банана, изюм. Получилось два очень ярких разноцветных бутерброда. И это ещё не всё!

Расположите бутерброды уголками друг к другу — получится бабочка. Добавьте ей усики — например, из стеблей салата. Красота!

Малыш съел бутерброд? Ну конечно! Теперь он тоже немного бабочка — пускай «полетает» по комнате!

❀ Игра способствует развитию речи, мышления и воображения ребёнка, улучшает его аппетит.

Ням-ням-ням!

Что бы вы ни делали в присутствии малыша, постоянно что-то приговаривайте и напевайте. Например, вы собираетесь кормить своего кроху, достаёте молоко из холодильника. Напевайте песенку на слова, которые тут же сами и придумаете. Что-нибудь в этом роде:

Будем кушать, ням-ням-ням,

Будем кушать, ням-ням-ням,

Кашку вкусную, ням-ням,

Еще по теме  Гимнастика после родов: как восстановить прежнюю форму

Молочко мы будем пить,

Молочко мы будем пить,

Вот какое молочко!

Мама всегда сочинит песенку для своей крохи — не сомневайтесь!

Начали кормить малыша — продолжайте приговаривать: «Ах, какая кашка, вкусная-превкусная, сытная-пресытная!» Словом, чем бы вы ни кормили ребёнка, на все лады расхваливайте кушанье — благодаря уже только радостным и певучим интонациям малыш будет есть с большим удовольствием.

❀ Выражение положительных эмоций благотворно сказывается на аппетите, а постоянное общение развивает навыки речи ребёнка.

Певучий голос

Попробуйте сделать вот что: время от времени произносите фразы не обычным голосом, а нараспев. То есть распевайте их на все лады — то повышая, то понижая голос. Делайте так всегда, когда, например, будете звать ребёнка на прогулку, играть или кушать. Это должно очень понравиться малышу.

А ещё вы можете поиграть в такую игру. Сядьте рядом с маленьким на пол и возьмите в руки его любимую игрушку. Нараспев поговорите с ней, а потом протяните её малышу. Ребёнок пытается вам подражать? Значит, скоро он начнёт играть в эту игру самостоятельно!

Маленькие дети могут пугаться некоторых звуков. Помогите малышу привыкнуть к ним и убедиться, что они совсем не страшные. Пройдитесь с ребёнком по комнатам, прислушайтесь к разным звукам — к радио, гудению холодильника или обогревателя. Послушайте вместе, как тикают часы. Попробуйте воспроизвести этот звук.

❀ Игра развивает речевые навыки малыша, его память, внимание.

Поезд

Сейчас игрушки отправятся в путешествие!

А где же поезд? Малыш его сделает вместе с мамой. Возьмите несколько картонных коробок и скрепите между собой так, чтобы получился паровоз с вагончиками. Теперь решите с малышом, кто из игрушек станет машинистом и займёт место в первой коробке.

Чтобы было веселее, можно напевать песенку на стихи Эммы Мошковской:

Чух-чух,

Чух-чух,

Мчится поезд

Во весь дух,

Паровоз пыхтит.

— Тороплюсь! — гудит, —

Тороплюсь,

Тороплюсь,

Тороплю-у-усь!

❀ Игра расширяет представление ребёнка об окружающем мире. Кроме того, она способствует развитию воображения малыша и поднимает ему настроение.

Развиваем ребенка от 1,5 до 2 лет – ничего ли вы не упустили?

Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос – что нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?

Честно говоря, подобные вопросы периодически возникают и у меня. Чтобы помочь другим мамам, я решила составить примерный список направлений развития ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Итак,

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:

Развивающие упражнения в быту.

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).2.

Пить из трубочки, из чашки.3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» — концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п.

Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.) 4. Учиться вытирать со стола.5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (»помоги поставить тазик на место»).7.

Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.10.

Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Развитие внимания.

  1. Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото).
  2. Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
  3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
  4. «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
  5. «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
  6. «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Развитие логики.

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).3.

Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).4.

Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):

5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:

6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:

7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:

8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .9. Игры со всевозможными сортерами.

Развитие мелкой моторики в 1,5 года.

  1. Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
  2. Рвать бумагу.
  3. Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
  4. Пересыпать крупу – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
  5. Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
  6. Учиться собирать губкой воду со стола.
  7. Учиться выжимать губку.
  8. Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
  9. Учиться нанизывать бусы (специальные детские).

10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).13.

16. Учиться складывать матрешки.

17. Играть со стучалками и забивалками:

18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой — это легче, потом чайной):

19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).23. Переливать воду из детского чайника в чашку.23.

Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.26.

Рисовать палочкой на земле или песке на улице.27. Рисовать пальчиком на манке.28. Клеить наклейки.29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.30.Игра «наклей фигурку на свое место»:

31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:

32.«Копилка» — опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:

33.Учиться пищать пищащими игрушками.34.Брызгаться брызгалками в ванной.35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.

37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Развитие речи и артикуляции.

  1. Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
  2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
  3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
  4. «Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту — как быстро вы заговорите на китайском? ).
  5. Читать книги.
  6. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем — к двум годам (у всех индивидуально).
  7. По возможности — побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
  8. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей „а-а“, „побибикай машинкой — “би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, „дай, мишка!“ и т.п.).

Развитие сенсорики.

  1. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  2. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  3. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
  4. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
  5. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Еще по теме  Ветрянка у детей до года и новорожденных

Разговор с игрушками

Устройте малышу небольшое представление — выберите несколько игрушек и заведите с ними «разговор». За мишку говорите басом. За куклу — более тонким голоском. Ну а зайчик пусть будет совсем писклявым.

Вы: Мишка, у тебя есть печенье? Ты угостишь меня?

Мишка: Конечно. Пожалуйста, возьми.

Вы: Спасибо! А ты, кукла, что не ешь?

Кукла: Я собираюсь пойти погулять.

Вы: Смотри, на улице холодно. Оденься потеплее. А зайчика с собой возьмёшь?

Зайчик: Нет, спасибо, я останусь дома. Поиграю с малышом.

Вы (обращаясь к малышу): Зайчик хочет с тобой поиграть. А ты хочешь? Зайчик, малыш тоже хочет с тобой поиграть!

Таких диалогов можно придумать великое множество. Обсуждайте различные ситуации, как знакомые, так и новые, с которыми малыш пока что не сталкивался.

❀ Игра расширяет кругозор ребёнка и помогает малышу лучше разобраться в повседневных ситуациях.

Разноцветные тарелочки

А сейчас мы поиграем в весёлые тарелочки. Вот они какие — яркие и красивые.

И как их много! Возьмите 5-6 разноцветных пластмассовых тарелочек и сложите их в стопку. Снимите верхнюю и протяните малышу: «Возьми тарелочку». Когда малыш протянет ручку, чтобы взять тарелочку, проследите, чтобы он сделал это правильно: большой палец — сверху, а остальные четыре — снизу. Смотрите, карапуз пытается сделать всё наоборот — поправьте его.

Рассмотрите вместе тарелочку, обсудите её: «Вот какая она круглая, маленькая, гладкая».

Дайте крохе следующую тарелочку: «Смотри, она такая же круглая, гладкая, только вот эта красная, а эта — зелёная».

Сложите тарелочки в стопку. Пусть малыш берёт их оттуда и составляет рядом. Всё правильно, молодец! А теперь нужно снова собрать тарелочки в стопку. Собрал? Умница!

❀ Это упражнение развивает мелкую моторику, учит ребёнка различать цвета, формирует навык правильного захватывания предмета рукой.

Ролевые игры.

  1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
  2. Покорми, умой куклу.
  3. Шофер — отвези игрушку на машинке-грузовичке.
  4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
  5. Стираем и развешиваем белье.
  6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Собираем игрушки

До чего же хочется, чтобы малыш рос аккуратным! И самый лучший способ приучить его к порядку — это игра.

Складывать игрушки в яркий красивый ящик гораздо приятнее, чем в простую коробку. Можно даже приобрести два таких ящика — разных цветов и размеров. Большой — для крупных игрушек, поменьше — для маленьких.

Научите ребёнка убирать игрушки в ящик после каждой игры. Вы можете устроить с ним соревнование: он собирает игрушки в маленький ящик, вы — в большой. Кто быстрее — малыш или мама? Конечно, малыш, ведь он такой ловкий!

А ещё можно устроить соревнование между игрушками: пусть они «запрыгивают» в ящики — кто быстрее? А в большой ящик может залезть и сам малыш.

❀ Игра развивает у ребёнка мышление, фантазию, мелкую моторику, навык самообслуживания.

Собираемся в поход

Вы заметили, что ваш малыш очень любит мягкие игрушки? Он прижимает их к себе и что-то им рассказывает на своём детском языке. Почему бы и вам не присоединиться к этой игре? Например, предложите малышу отправиться со своими любимыми зверюшками в воображаемый поход.

Ребёнок наверняка придёт в полный восторг, узнав о готовящемся приключении. Чтобы дополнительно заинтересовать его, задавайте малышу вопросы: «На улице холодно — что мишка наденет? Правильно, шапку. А сапожки? Если их не надеть, что будет с лапами мишки? Правильно, они замёрзнут».

Теперь обсудите, какую еду с собой нужно взять. «Что любит зайчик? Правильно, морковку. А что ест обезьянка? Верно, бананы». Вместе сложите в рюкзачок все вещи, которые собираетесь захватить в поход. Называйте каждую из них, обсуждайте предстоящее путешествие.

Всегда реагируйте на то, что говорит Ребёнок, старайтесь сделать беседу как можно более интересной для малыша.

❀ Игра развивает речь малыша, расширяет его кругозор.

Творчество.

  1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
  2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
  3. Рисование пальчиками.
  4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
  5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
  6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
  7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально — все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
  8. Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
  9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.

10. Аппликация крупой.11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).

12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Удивительные шарики

Вы уже познакомили своего малыша с пирамидкой, а теперь можете показать ему новую игрушку — шарики на стержне. Принцип тот же, что и у пирамидки — можно снимать шарик за шариком, а потом снова надевать на стержень.

Снимите один шарик и бросьте его в ведёрко — так, чтобы раздался громкий звук.

И скажите при этом: «Слышал? Шарик стукнулся — бах!»

А теперь попросите ребёнка снять один шарик и бросить в ведёрко. Тоже получилось «бах!» — малыш очень доволен. Так он по очереди снимет все шарики и кинет в ведёрко. Всё, на стержне не осталось ни одного шарика? Значит, нужно вынуть их из ведёрка и вернуть на стержень. Попросите малыша сделать это.

Когда ребёнок лучше узнает цвета, усложните задание: «Возьми зелёный шарик. Молодец! А теперь надень красный шарик. Умница!»

❀ Игра развивает мышление, память, цветовосприятие, мелкую моторику.

Учимся ходить

Малыш уже делает первые шаги, но при этом держится за стену или предметы мебели? Значит, пора учиться ходить без всякой поддержки. Поиграйте со своим карапузом в подвижную игру.

На некотором удалении от ребёнка поместите красивую игрушку, например медвежонка. Лучше всего поставить её на стул — он послужит опорой вашему крохе.

Привлеките внимание ребёнка к игрушке и скажите от её лица: «Малыш, я твой любимый медвежонок. Давай поиграем! Иди ко мне!»

Если малышу трудно, подхватите его на полпути и помогите дойти до желанной цели. Каждый раз меняйте игрушки — в раннем возрасте очень важна смена впечатлений.

❀ Игра помогает ребёнку сделать первые шаги, укрепляет его мышцы, учит держать равновесие.

Хлоп-хлоп, топ-топ!

Спойте малышу зажигательную песенку — пусть он немного подвигается. Мотив придумайте сами, а слова подойдут такие:

Поднимаем руки вверх,

Руки вверх, руки вверх,

Поднимаем руки вверх,

Хлоп, хлоп, хлоп!

Опускаем руки вниз,

Руки вниз, руки вниз,

Опускаем руки вниз,

Хлоп, хлоп, хлоп!

Поднимаем ножку вверх,

Ножку вверх, ножку вверх.

Разведём-ка руки в боки.

Отправляемся в поход, Топ-топ, топ-топ!

И конечно, вместе с малышом делайте соответствующие движения.

❀ Игра способствует развитию двигательных навыков малыша, воспитывает организованность, закрепляет умение реагировать на словесный сигнал.

Чей портрет?

Разглядывая с ребёнком иллюстрации в книгах и журналах, обращайте внимание малыша на выражения лиц тех, кто изображён на картинках. Спрашивайте: «Какое у этого мальчика лицо? Радостное или грустное? Правильно, радостное! Он улыбается!» Попросите малыша тоже сделать радостное лицо. Улыбнулся? Умница!

Найдите картинку, на которой изображён кто-нибудь грустный: «Вот девочка. Она весёлая? Нет! Она грустная. Видишь, сейчас заплачет». Пусть малыш состроит грустную гримасу.

Попробуйте найти удивлённое лицо и подскажите малышу, как мимикой показать удивление.

Постарайтесь отыскать лица, выражающие те чувства, которые малыш испытывает в данный момент. «Видишь, тебе весело, и этой девочке весело. Как хорошо!»

Или: «Посмотри, какое сердитое лицо! Некрасиво, правда? Когда ты капризничаешь, и у тебя такое!»

❀ Эта игра развивает у ребёнка навыки общения, помогает малышу научиться различать эмоции.

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Яндекс.Метрика