Раннее развитие ребенка: 14 самых популярных методик

Развитие ребенка

Основные принципы методики зайцева

  • Обучение должно задействовать максимальное количество каналов восприятия: слух, зрение, моторику, мышление.
  • Задача образовательного педагогического процесса — пробудить самостоятельную познавательную деятельность ребенка.
  • Обучение идет через игру, весело, непринужденно.
  • Эргономичная организация среды — таблицы на стенах, дидактический материал на полу (никаких парт) — ничто не должно ограничивать свободу движения.
  • Наглядность материала обеспечивает связь образа (символа), слова и понятия, а работа с дидактическим материалом закрепляет эту связь через действие (манипуляции с кубиками, счетными палочками).
  • Обучение идет от частного к общему и от общего к частному.
  • Весь материал дается сразу и системно.
  • Никакой зубрежки.

По мнению педагогов и психологов, этот метод более всего подходит детям с выраженным творческим началом, а тем, кто его не имеет, позволяет развить образное мышление и музыкальный слух.

Мы познакомили вас с самыми распространенными и любимыми педагогами и родителями методиками раннего развития. Они отличаются друг от друга — рассчитаны на разный стартовый возраст, ставят перед детьми разные задачи.

Как же выбрать методику, которая подойдет именно вам?

Основные принципы методики лупан

  • Родитель — лучший преподаватель для своего малыша.
  • Обучение идет через игру.
  • Для полноценного развития важно стимулировать все сенсорные системы (пять чувств: зрение, вкус, обоняние, слух, осязание).
  • Темы, с которыми следует знакомить малыша, подсказываются любопытством самого ребенка и берутся на пике его интереса к ним.
  • Знакомство с предметом происходит через максимально возможное количество каналов восприятия.
  • Игра прекращается до того, как ребенок теряет к ней интерес или устает.
  • Необходимо доверять своему сыну или дочке.
  • Важно поощрять любые усилия ребенка и радоваться его успехам.
  • Любознательность малыша поддерживается быстрой сменой впечатлений и их новизной.
  • Свободное выражение чувств, сигнализирующих о принятии, — поцелуи и объятия.
  • Философия Сесиль Лупан гармонична и близка любому родителю. Она считает, что ребенок не объект экспериментов, не пустой сосуд, требующий безразборного заполнения энциклопедическими знаниями, а окно в другой мир, в котором жить в гармонии можно, только настроившись на ту же волну. Это и есть отправная точка для взрослого, исповедующего осознанное родительство.

Прислушиваться к своему ребенку, идти за ним, следовать его интересам и познавательным порывам, сначала опустившись на его уровень, а потом начав с ним совместное восхождение к вершинам человеческого разума, — такова траектория родительского участия в воспитании и развитии ребенка, по Сесиль Лупан.

Основные принципы подхода гленна домана

  • Мозг ребенка — компьютер, запомнит все, что в него вкладывается.
  • То, что усвоено в раннем детстве, останется в памяти навсегда.
  • Любой ребенок может стать гением.
  • Раннее развитие — ключ к гениальности.
  • Начинать развитие ребенка необходимо как можно раньше, с самого рождения.
  • Мозг растет и развивается в работе, его рост заканчивается к 6 — 7 годам.
  • Все маленькие дети испытывают естественную потребность в познании, ее необходимо как можно раньше и как можно более объемно удовлетворить.
  • Лучшие учителя ребенка — родители.
  • Организованность, систематичность, последовательность, регулярность и хорошая подготовленность занятий.
  • Занятие заканчивается до того, как ребенок потерял интерес.
  • Разнообразие и новизна материала.
  • Создание родителями подходящей обстановки для занятий (чтобы ничего не отвлекало).
  • Занятия должны приносить радость обоим — и родителю, и ребенку.
  • Важно радоваться успехам ребенка и хвалить его за достижения.

Гленн Доман делает серьезный упор на физическую активность ребенка, и ожидания взрослых оказываются оправданы в ближайшей перспективе. Дети, родители которых занимались с ними динамической гимнастикой и другими упражнениями для вестибулярного аппарата, действительно демонстрируют хорошую координацию движений, им легко даются любые физические навыки, они не боятся осваивать новые виды двигательной активности, чувствуют собственное тело, доверяют своим чувствам. Довольно неплохая база для хорошей самооценки, не правда ли?

Что стоит учесть при выборе этой методики

  • В системе Домана совсем нет места творческим занятиям. Изобразительное, прикладное, музыкальное и танцевальное искусство вне сферы интересов в данной методике. Свобода самовыражения ребенка в ней не предусмотрена в отличие, например, от вальдорфской педагогики, которая, как вы уже сами увидели, является прямой антитезой подходу Домана.
  • Наконец, поскольку в рамках этой концепции в интеллектуальном развитии ребенок выступает как получатель знаний, а не активный их искатель, неистово следуя одной лишь методике Гленна Домана, жажду познания довольно легко не только проглядеть, но и заглушить, а вместе с ней — и любую познавательную инициативность в недалеком будущем.
  • Поэтому механическое копирование инструментария, предложенного Доманом, исключительно пассивная передача ребенку энциклопедических знаний без их осмысления вряд ли приведет к настоящему интеллектуальному развитию, которое является заявленной целью метода. Интеллект — это не набор разрозненных фактов в голове, а способность видеть в них взаимосвязи и самостоятельно выстраивать их, применять усвоенные знания и выработанные умения в решении задач самого разного рода — будь то интеллектуальные, профессиональные или социальные.

В век, когда благодаря цифровым технологиям информация может быть получена в течение считаных секунд, память на факты теряет свою ценность в сравнении со способностью быстро и грамотно анализировать информацию, а для этого ребенка нужно учить размышлять над тем, что он узнаёт, искать причинно-следственные связи и создавать новые смыслы. Механистически натренированный мозг на это не способен.

«грудничковое рисование» от марии гмошинской

Основа методики — развитие младенца через рисунок. Подход формирует желание творить, пробовать, экспериментировать, улучшает мелкую моторику, а бонусом — настроение ребёнка. Суть очень проста: расстелите большой лист ватмана на полу, предложите юному художнику нетоксичные краски и начинайте творить.

Заниматься ранним развитием детей или нет

Спор между специалистами и родителями по поводу раннего развития малышей был, есть и будет всегда. Здесь главное пробовать и наблюдать, чтобы исключить негативные последствия и сделать обучение увлекательным и незатруднительным:

  • Нужно внимательно наблюдать за крохой и когда ему не занятие не нравится, он плачет и отбрасывает предложенные игрушки, следует немедленно остановиться и заняться другими делами.
  • Если младенец увлечен занятием – не отрывать его, т.к. по методике вышло время, пусть играет столько, сколько ему хочется и во что хочется, так он тоже развивается.
  • Каждое упражнение должно быть понятным и легким, подходящим для ребенка.
  • Обучать нужно комплексно, не заостряя внимание только на физическом или только интеллектуальном развитии, не исключая эмоциональную и социальную стороны.
  • Не следует автоматизировать процесс обучения, следует найти подход, простимулировать интерес у ребенка к процессу, сформировать любознательность.

Как выбрать методику для конкретного возраста

1. Важно понять, какие навыки вы хотите развивать.

Возьмем для примера чтение.

  • Если новорожденному показывать карточки с буквами, он быстрее научится фиксировать взгляд.
  • Если четырехмесячному малышу предлагать кубики Зайцева, он, пытаясь ухватить и удержать предметы, будет тренировать мелкую моторику.
  • Полугодовалый малыш, созревший для ползания, будет стремиться доползти до кубика «ма», если положить его на некотором расстоянии от ребенка, и вскоре наградит вас произнесением соответствующего слога, правда, в первую очередь потому, что это наиболее часто встречающийся слог в лепете младенцев (наряду с «ба» и «па»).
  • Если годовалый кроха построит паровозик или башенку из кубиков «ма-ма», то только потому, что в год малыш обожает играть двумя предметами одновременно, а вы ловко подсунули ему для игры именно эти склады. Но все это не означает, что не надо пытаться! В 2 — 3 года ребенок обязательно осознанно сложит слово «мама», если вы занимались обучением чтению с рождения. А сколько других навыков приобрел ваш малыш, пока вы ждали этого результата. Стоит того, чтобы не опускать руки!
Еще по теме  Няня для малыша до года: за и против

2. Созревание психики. Будем помнить, что навыки начинают усваиваться тогда, когда для этого созревает психика (те самые сенситивные периоды развития), но будет нечему усваиваться, если не создавать условий.

Поэтому главный вопрос не в том, какую методику развития выбирать для конкретного возрастного этапа, а в том, как строить сам процесс обучения ребенка чему-то новому. И ответ здесь простой: постоянно, через игру и в удовольствие.

  • В каждой из упомянутых здесь методик есть элементы, которые можно использовать на любом этапе жизни малыша. Важно только адаптировать их к возрасту, потребностям и интересам ребенка, которые наблюдаются в данный момент. В полгода малышу можно читать потешки, делая ему массаж, в год — тренировать чувство ритма, прохлопывая слова, и тогда в 1,5 года ваша радость будет подпевать вам, а в 2 — впервые сложит «со-ро-ка».
  • Ничто не мешает в любом возрасте прививать ребенку уважение к народным традициям, труду и творческому раскрытию, как в вальдорфской педагогике. Стимулировать двигательную активность, к чему призывал Гленн Доман, можно когда угодно: малыш не продемонстрирует особых физических навыков раньше, чем его тело окрепнет для выполнения тех или иных движений и элементов, а своими занятиями вы будете только способствовать этому.
  • Что касается чтения и счета с использованием кубиков, счетных палочек Зайцева и прочего инструментария, то ребенок готовится к этому, первоначально просто изучая материал в игре.
  • К тренировке мелкой моторики, как в системе Марии Монтессори, вы не приступите раньше, чем малыш научится хватать и удерживать предметы, но и безучастно ждать, что ребенок сам подготовит руку к письму и выполнению сложных моторных операций, тоже не станете.
  • А отношение к ребенку как к независимой и свободной личности, что проповедуют Никитины и Лупан, нужно сформировать в себе еще до его рождения.

Так что если не ждать быстрых результатов и использовать ту или иную методику как общеразвивающий инструмент (а во всех пособиях, созданных для этих методик, такая опция заложена), то возрастных ограничений практически нет.

Будьте чуткими к реакциям вашего ребенка: он вам подскажет, что ему интересно, в каком направлении ему хочется двигаться, что он готов начать осваивать, а что нет. Если малыш игнорирует конкретную игрушку (кубики, пазл, головоломку, сортер) или даже капризничает, отложите ее на время и вернитесь к ней позже.

Однако некоторая психофизиологическая незрелость центральной нервной системы (включая мозг) и мышц для четкого применения на практике тех или иных навыков, а также неготовность усваивать материал, если не закреплен предыдущий по сложности, все-таки существует.

Бесполезно учить малыша прыгать на одной ноге, если он с трудом может удерживать равновесие, просто стоя на ней. Не будет результатов в запоминании таблицы умножения по пособиям Зайцева, если у ребенка не сформировалось понятие состава числа.

Как выбрать методику для своего ребенка

Важно понять, что вы, как родитель и педагог своего малыша, берете на себя ответственность за его воспитание и обучение. И все ваши дальнейшие действия строятся на основе ясного понимания вами своих задач и возможностей. Соизмеряйте собственные желания и силы, иначе можно не получить ожидаемого эффекта.

Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо для себя понять, какую задачу вы ставите перед ним и перед собой и каких результатов ожидаете.

1. Скорее всего, первым заговорит ваш разум. Вы захотите, чтобы малыш вырос смышленым, легко учился, самостоятельно справлялся с любыми образовательными задачами, бегло читал и отлично считал, писал стихи, музицировал, рисовал, был в числе первых в своей спортивной секции, выигрывал городские конкурсы, олимпиады и т. д.

Кому бы не хотелось такого «легкого» ребенка, тешащего родительское самолюбие и удовлетворяющего нереализованные амбиции мамы и папы.2. Разве что самого ребенка за всеми этими достижениями не видно.

Поэтому, не выкидывая все вышеперечисленное из головы, а лишь на время приглушая свои мысли, которые во многом появились под воздействием социальных стереотипов, обратимся к области чувственного.3.

Представьте себе своего ребенка через 3, 5, 10, 20 лет. Каким вы его видите? Что он умеет делать? Он счастлив? Как выглядит ваш совместно прожитый день? Чем наполнено ваше с ним общение? Какая вы семья?

Оживите картинку, наполните ее звуками, светом, эмоциями — любыми деталями из реального опыта.4. А теперь обратитесь к тому рациональному, которое вы на время в себе отключили. И постарайтесь получить от него ответ: какие знания и навыки позволят вашему крохе стать тем, кем вы его увидели, — умелым, счастливым, довольным человеком?

Это упражнение поможет вам выстроить ориентиры и приоритеты не только в занятиях с ребенком, но и в воспитании в целом.

Ну что же, теперь, когда в голове все немного упорядочилось, а вы для себя решили, что жизни с ребенком не представляете без раннего развития (в том или ином виде), вернемся к вопросу, как выбирать методику

  • Составьте примерную программу действий: какие направления в развитии вашего ребенка вы считаете необходимыми?
  • Подумайте, какие занятия, на ваш взгляд, удовлетворяют требованиям развития разных сторон личности вашего чада.
  • Разберитесь в:

1. ребенке (насколько метод подходит именно вашему малышу, соответствует ли он его нынешним потребностям и интересам);2. материале (все ли вам понятно в методике — читайте пособия, отзывы других родителей, ходите на лекции и семинары);3. себе (может ли быть реализована данная методика при ваших возможностях: учитываться должны финансы, время, педагогический талант, силы, терпение).

Как не навредить ребенку занятиями

Несколько простых правил не оставят места вашим сомнениям:

  • Вспомните, что говорили все основоположники методик: занятия должны приносить радость и доставлять удовольствие (вам и ребенку), никакого насилия!
  • Занимайтесь только тем, в чем хорошо разобрались, когда вы согласны с методикой по всем пунктам, разделяете убеждения автора, ставите те же цели и задачи.
  • При любых возникающих уже в процессе обучения сомнениях возвращайтесь к вопросу «как это делает моего ребенка счастливым?». Сомнение — сигнал о том, что возникает потребность в переосмыслении и в переменах.
  • Помните о балансе: только гармонично развитая личность имеет шансы на благополучную во всех смыслах жизнь. Сбалансированность в развитии физическом, интеллектуальном, творческом, социальном — ключ к этому благополучию.
  • Не забывайте о том, что плодов вашего педагогического труда не будет видно еще очень долгое время. Не работайте на результат, обучение — это не результат, а процесс.
  • Не перекладывайте ответственность за развитие вашего ребенка на автора методики. Вы как родитель — лучший педагог своим детям.
  • Берегите свои силы (вернитесь к первому пункту).
  • Будьте творцом. Сочетайте методики. Ищите свои пути и способы. Творите.

В заключение поговорим немного о том, что такое развивающая среда и как ее создать.

Еще по теме  Бандаж послеродовой | Отзывы покупателей

Как создавать развивающую среду

Все авторы методик говорят о богатой развивающей среде. Детали могут различаться (сравните в этом отношении вальдорфскую педагогическую систему и методику Домана), но общей всегда является идея о том, что в окружающей ребенка среде должно быть достаточно внешних раздражителей, стимулирующих его познавательный интерес, поисковую активность, желание исследовать мир, получать о нем все новые и новые сведения, учиться управлять им.

С тем, какими игрушками с высоким развивающим потенциалом наполнить свой дом, вы можете познакомиться в наших статьях «Путеводитель по игрушкам», «Мелкая моторика: развитие с рождения», «Развитие речи с рождения и до 4 лет», «Упражнения для развития речи» и др.

Здесь мы ограничимся только общими рекомендациями. Как сделать среду по-настоящему развивающей, что она должна в себе заключать, чтобы быть таковой?

  • Ежедневное общение и эмоциональная близость с заботящимися взрослыми.
  • Непосредственная среда обитания ребенка, наполненная объектами и предметами, вызывающими интерес для разглядывания и изучения с задействованием всех каналов восприятия (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание). Все пространство дома со всеми безопасными объектами в свободном доступе.
  • Игрушки, стимулирующие все органы чувств.
  • Предметы, реализующие потребность ребенка в движении: спортивный уголок, спортивные снаряды.
  • Игры, среди которых особое место занимают сюжетно-ролевые: в них ребенку разрешают играть, реализуя его потребность в усвоении социальных ролей и моделей поведения, в том числе трудового.
  • Книги, пособия, дидактический материал.
  • Богатство социального опыта (улица, парк, лес, транспорт, детская площадка, музей, садик, развивающие занятия, походы в гости и прием гостей у себя, поездки, экскурсии).

Как конкретно будет реализован каждый из перечисленных элементов, зависит только от вас. При этом важно помнить, что среда не самоцель, она создается для вашей совместной с ребенком жизни. По сути, богатая развивающая среда — это ваша проявляющаяся в конкретных объектах и предметах любовь к своему чаду, ваше желание открыть для него мир, показать его красоту и многообразие, передать свое понимание безграничности возможностей по реализации естественного интереса к жизни.

Не бойтесь демонстрировать свою любовь, не бойтесь делать ошибки (они все равно будут), менять методики, свои взгляды на воспитание и развитие. Не бойтесь чувствовать себя иногда уставшими, сомневаться в своих родительских способностях, не стремитесь показывать ребенку только глянцевую обложку себя.

Признание родителями своих просчетов, несовершенства и взрослая (без истерик) демонстрация этого ребенку — необходимый духовный опыт для малыша и такой же обязательный элемент развивающей среды. В этом тоже есть развитие — и ребенка, и ваше личное.

Оно не заканчивается с началом школьного этапа, с поступлением в вуз, с получением желаемой работы или с появлением первых внуков. Развитие продолжается ровно столько, сколько длится жизнь. Творите, развивайтесь, радуйтесь жизни сами и учите этому вашего ребенка!

Книги сесиль лупан

Бельгийская актриса Сесиль Лупан разработала свою систему развития детей, основываясь на материалах Глена Домана, потому что его метод считала не достаточно полным. Это комплекс занятий, учитывающих индивидуальность каждого ребенка, его интересы и способности.

Писательница настоятельно рекомендует подписывать крупными буквами окружающие предметы (на бумажках разумеется) и регулярно их проговаривать вслух ребенку. Интересно, что многие родители, даже не читав книг Лупан подсознательно обучают детей по ее системе, главной идеей которой было максимальное внимание ребенку, потакание его интересам, развитие его познания с помощью множества материалов и пособий, сделанных своими руками.

Метод сесиль лупан

Сесиль Лупан не имеет отношения к сообществу психологов, педагогов или детских врачей. В прошлом актриса, после рождения дочерей она целиком посвятила себя их воспитанию. Теперь Сесиль лектор, просветитель и автор книги «Поверь в свое дитя».

В книге подробно разбираются конкретные упражнения и виды игр с малышом на развитие двигательной активности. Вслед за Доманом Лупан рассматривает физические упражнения как основу интеллектуального развития ребенка.

Как появился метод Сесиль Лупан

Когда-то Сесиль Лупан посетила семинар Гленна Домана, вдохновилась и решила использовать его методику в развивающих занятиях со своей старшей дочерью. Опытным путем было установлено, что дети все-таки разные, и, если ребенок не проявляет выраженного интереса к определенному виду деятельности или упражнению, настойчивость взрослого тут не лучший помощник.

  • Девизом воспитания и развития для Сесиль Лупан стало уважение к ребенку, следование его желаниям, интересам и потребностям. Акцент делается не на занятиях, а на содержательном общении с воспитанником. Взаимодействие мамы и ребенка должно приносить радость обоим, и истинный смысл его не сухая и скрупулезная передача знаний на основе методик и советов педагогов и психологов, а открытие маленькому человеку мира во всем многообразии его проявлений.
  • День у Сесиль Лупан как у мамы представляет собой череду обычных рутинных занятий: купание, кормление, массаж, прогулки, гимнастика, укладывание спать, чтение и совместные игры. При этом минуты общения с малышом наполнены у автора не чувством долга и самопожертвованием, а любовью, принятием, радостью и желанием этой радостью поделиться.

Основной смысл раннего развития

Раннее развитие ребенка для Сесиль Лупан не самоцель, она не рассказывает, как воспитывать и интенсивно обучать малыша, а делится философией, объясняющей, как наполненно с ребенком жить. Свое чадо она считает не «чистым листом», но личностью, задачей которой является найти себя в этом мире, выразив саму свою сущность, а не приспособиться к нему, отточив в себе те или иные востребованные социумом характеристики.

Тем не менее упражнений и советов по изготовлению дидактического материала в книге хватает. Немало потребуется и усилий со стороны родителей, если они решатся слепо следовать всем рекомендациям. Впрочем, это относится к любой методике, если брать ее на вооружение в чистом виде.

По Сесиль Лупан, ребенку нужна информация. Каждый день, понемногу, обо всем на свете: вкусы, звуки, запахи, явления природы, тактильные ощущения, сенсомоторный опыт, животные на картинках в книжках и вживую — все для того, чтобы мозг привыкал воспринимать информацию, обрабатывать ее, анализировать и запоминать.

Но только та информация не пройдет мимо малыша, которая ему интересна, которая затронула такие каналы восприятия, что не могла не отозваться восхищением и любопытством.

В отличие от Гленна Домана, Сесиль Лупан не сосредоточивается только на визуальном канале передачи информации, а дополняет его другими, затрагивающими все органы чувств: слух, вкус, обоняние, осязание.

Как именно развивать малыша по методу Сесиль Лупан

1. Чтобы развить осязание, малышу необходимо все трогать (мешочки с наполнителями, различные фактуры).2. Для развития слуха важны звуковые контрасты (умеренно громко — тихо, медленно — быстро), для зрения — такие же контрастные картинки или карточки с графическими узорами и геометрическими фигурами, выразительная мимика взрослого, мобиль над кроваткой.3.

Обоняние можно развивать, знакомя малыша со всеми запахами в доме и на прогулке (в том числе изготавливая мешочки с разными ароматами), а для развития вкусовых рецепторов нужно давать пробовать здоровую пищу со взрослого стола.4.

Двигательную активность и сенсомоторное восприятие Лупан стимулирует с помощью массажа, упражнений, плавания и динамической гимнастики.5. Огромное значение Сесиль Лупан придает формированию речевых навыков.5.1.

Речь развивается в разговорах с малышом на любую тему, а в самом раннем возрасте — через называние окружающих ребенка предметов, частей его тела, обозначение звуков, объяснение наблюдаемых природных явлений и т. д.5.2.

Считалки, потешки, короткие стишки и сказки, песенки, колыбельные — с рождения.5.3. Ребенка постарше можно просить рассказывать истории по картинкам, выдумывать свои сюжеты, комментировать иллюстрации в книгах.5.4. Речь взрослого должна быть четкой и без упрощений.

Еще по теме  Время быть взрослым — развитие самостоятельности у подростков

В знакомстве с предметом Лупан предлагает задействовать максимальное число органов чувств: потрогать, понюхать, четко произнести его название, рассказать о его назначении и, если это возможно, увидеть его в деле.

Ценно у Лупан и то, что она лишний раз акцентирует внимание на важности эмоционального и телесного контакта матери и ребенка: свободное выражение чувств, поцелуи, объятия, поглаживания — основа формирования у крохи принятия самого себя, любви к себе, хорошей самооценки.

Какие педагогические принципы можно вывести из методики Сесиль Лупан?

Методика зайцева

Николай Зайцев, переводчик по профессии, начинал свою трудовую деятельность с преподавания взрослым русского языка как иностранного. В скором времени у него начал вырабатываться свой метод быстрого обучения языку — наглядный, простой, без обилия правил.

Затем Зайцев попытался применить свои наработки, занимаясь со школьниками, но этот возраст оказался невосприимчивым к его методу. Наконец, педагог переключился на самых младших детей — от 1,5 лет — и неожиданно заметно преуспел.

Годовалые малыши начинали говорить, а младшие дошкольники — читать уже после нескольких занятий. Так пособия Зайцева, быстро обучающие чтению и счету, были взяты на вооружение педагогами и родителями.

1. В первую очередь, известны «кубики Зайцева» — отличающиеся друг от друга по размеру, с нанесенными на их грани разноцветными буквами. Последние на гранях объединены в «склады» (некое подобие слога), из которых ребенок, ставя рядом несколько кубиков, собирает слово.

Частью пособия являются таблицы, по ним можно находить и пропевать склады, строить слова.2. Счет и умножение любых чисел в пределах до 100 и далее под силу освоить 4 — 5-летнему дошкольнику, занимающемуся по играм «Стосчет», «Счетные палочки Зайцева», «Пять в кубе», «Тысяча и еще» и др.

Каждая из них также сопровождается методическим пособием и таблицами.3. Таблицам в системе Зайцева отведена особая роль: они систематизируют материал так, что правила русского языка и математики становятся наглядными и простыми для освоения и запоминания.4.

В детских садах, применяющих зайцевскую систему обучения чтению и счету, урок длится около получаса. Материал подается в игровой форме, за партами никто не сидит — наоборот, можно бегать, прыгать, лежать на полу, топать ногами, хлопать в ладоши.5.

Таблицы в виде плакатов висят на стенах, к ним можно подходить в любой момент, они всегда перед глазами, что позволяет лишний раз освежить в голове материал и тем самым закрепить его.6. Непринужденная обстановка, игровая атмосфера, отсутствие жесткой регламентированности как в подаче материала, так и в правилах поведения — все это создает уникальную атмосферу, когда детей не надо заставлять учиться.

Помимо усвоения навыков чтения и счета, играя с пособиями Зайцева, малыши тренируют мелкую моторику, память, внимание, развивают речь, учатся самоконтролю.

Методика никитиных

Семья русских педагогов разработала свою методику, в основу которой заложено как физическое, так и умственное развитие детей. Спортивный настрой, проявление активности и энергичности явно в большей степени поддерживается в ребенке, который воспитывается по методу Никитиных.

Развивающие пособия «школа семи гномов»

Сборники книг «Школа семи гномов» — это по сути лучшие методики раннего развития в одной коллекции. Обучение направлено на всестороннее развитие ребенка, имеет классификацию по возрастам, разные тематические задания с пояснениями для родителей, которые поначалу нужно выполнять вместе с детьми, а в старшем возрасте можно доверить им делать все самостоятельно.

Важно учесть, что потребуется приобретать материал для каждого возраста отдельно и уделять время на занятия. Несмотря на то, что пособия рассчитаны с рождения и до школьного возраста, наибольшую актуальность приобретают для детей от года, когда ребенок начинает проявлять больше инициативы в обучении.

Развивающие методики для детей от 2 лет не особо отличаются от тех, что описаны ранее для малышей. В них лишь усложняются и более тщательно прорабатываются уже изученные темы и приемы, дается больше свободы для самостоятельных действий.

Система развития марии монтессори

Пожалуй, одной из популярнейших методик раннего развития малыша является именно Монтессори. Главный ее принцип — создание для детей подходящей среды, где они могут самостоятельно изучать мир. Педагог играет лишь роль помощника, но не инициатора, который не вмешивается без необходимости в дела ребенка, но и не отказывает в просьбе о помощи.

С года до трех лет — самый ранний возраст для начала занятий. Вообще группы Монтессори чаще делят на младшую, где детям от 1 до 6 лет, и старшую — от 7 лет. Благодаря разновозрастности малыши контактируют с детками постарше и активно помогают друг другу.

В оригинале система Монтессори следует достаточно строгим ограничениям, например, отказ от ролевых игр, чтения сказок. Для обучения необходимо создавать определенную среду, использовать дидактические материалы.

Что-то можно сделать и самостоятельно, но, если хочется следовать именно этой методике раннего развития детей от года, лучше найти центры с педагогами, которые будут основаны на данном принципе обучения и оснащены соответственно.

Подход Монтессори хорош тем, что учит ребёнка в первую очередь самостоятельности и самодисциплине. Обучение проходит под лозунгом: «Помоги мне это сделать самому!»

Современные методики развития детей дошкольного возраста

Если любая методика раннего развития детей до трех лет включала в себя в основном знакомство с миром, прорабатывание базовых навыков и умений, то развивающие методики для дошкольников имеют более конкретные задачи. Такие как: подготовка ребенка к письму, обучение чтению, изучение иностранных языков, развитие навыков общения, чтобы он был частью социума и так далее.

Стоит отметить, что современные методики обучения дошкольников включают в себя не только целостные системы конкретных авторов, но и занятия по сборникам с заданиями, тестами, которые ребенок прорешивает сам или с помощью родителя и педагога.

Это больше приближает малыша к тому, что ждет его в школе, ведь он, как большой, получает задание, а после — оценку за его выполнение. Такой формат очень подходит тем, кому сложно найти время на развивающие методики для детей 3 лет и старше.

Современные развивающие методики детей с 6 месяцев до года

К полугоду ребенок становится более физически развит, начинает самостоятельно сидеть, что дает возможность разнообразить занятия с ним, используя новые методики развития детей раннего возраста в дополнение к указанным выше.

Вместо заключения

В заключении хочется обратиться к мамам и папам. Не нужно торопить время и забирать у малыша время на игры. Даже если в вашей песочнице мамі малышей наперебой рассказвают, как и чем они занимаются со своими детьми, не нужно торопиться.

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Яндекс.Метрика