Картотека игр на сенсорное развитие

Развитие ребенка
Содержание
  1. «большие и маленькие мячики».
  2. «веселый грузовик»
  3. «выложи орнамент»
  4. «ежик»
  5. «забавные прищепки»
  6. «закрой окошки»
  7. «ленточки для кукол»
  8. «найди окошко для фигурки»
  9. «найди подходящую заплатку»
  10. «найди такой же»
  11. «нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».
  12. «оденем куклу»
  13. «палочки цветные»
  14. «подбери крышку к коробочке»
  15. «почини одежду зайчатам»
  16. «привяжем к шарику ниточку»
  17. «проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»
  18. «разложи по коробочкам»
  19. «разложи фигуры по местам!»
  20. «размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»
  21. «разноцветные человечки»
  22. «светофор», «мишка»
  23. «складывание матрешки с двумя вкладышами»
  24. «собери пирамидку»
  25. «солнышко»
  26. «цветные мячики»
  27. «чудесный мешочек»
  28. Бусы
  29. Игра «волшебный мешочек»
  30. Игра «картинка из фигур»
  31. Игра «назови свойства материалов»
  32. Игра «собери игрушку»
  33. Игра «чередование флажков»
  34. Игра-шнуровка
  35. Игры с бельевыми прищепками
  36. Подбери чашки к блюдцам
  37. Полянка
  38. Ход игры.
  39. Ход игры:
  40. Ход игры:
  41. Ход игры:
  42. Ход игры:
  43. Ход игры:
  44. Ход игры:
  45. Ход игры: найди для воздушного шарика свою ниточку.

«большие и маленькие мячики».

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.Ход игры.

Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг,Все прыг да прыг,Спать наш мячикНе привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч).

Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

«веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры ( круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

«выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.

«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же орнамент».Затем предлагается следующая карточка.

«ежик»

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

«забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

«закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

«найди окошко для фигурки»

Цель:Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.Ход:Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами.

Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую.

Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

«найди подходящую заплатку»

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы:воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

«найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

«нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое».

«оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов ( по 10 каждого цвета ).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«подбери крышку к коробочке»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

«почини одежду зайчатам»

Цели:Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.Материалы:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.Ход игры:Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки.

А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал:разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.

Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

«проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

«разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«разложи фигуры по местам!»

Цель:Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.Материалы:Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).

Рамка-вкладыш Монтессори.Ход:Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)».

Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них.

Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.

«разноцветные человечки»

Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

Еще по теме  Массаж живота после родов

«светофор», «мишка»

Цель:Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками — дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам. Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

«складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы:показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета ( красного) в одну корзину, а мячи другого ( желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

«чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

Бусы

Цель:укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивостиМатериалы:пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.Ход:

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

Игра «волшебный мешочек»

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.

В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.).

Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», — держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами.

Игра «картинка из фигур»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка:

всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.

Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры.

Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Игра «назови свойства материалов»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (глад-кий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.

Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель.

Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые…

Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца?

Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.Затем можно усложнить задачу.

Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

Игра «собери игрушку»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места.

Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

Игра «чередование флажков»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.Для этой игры нужно приготовить по 4 — 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя.

Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными).

Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах.

Игра-шнуровка

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: «вышивание» условных контуров по ассоциации с реальными предметами — основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, «видения сути предмета».Ловкость рук я развиваюСо шнуровкою играю.Тренирую логикуИ мелкую моторику!

Игры с бельевыми прищепками

Цели:Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.Ход игры:Взрослый:

Отгадайте загадку.Плаваю под мостикомИ виляю хвостиком.Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазикВзрослый: А где у нее ротик?Дети показывают на рисунке ротик рыбки.Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?Дети показывают хвостик и плавники.Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.Взрослый: Отгадайте, кто это такой:На спинке иголки, длинные, колкие.А свернется в клубок — ни головы, ни ног.Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа).

Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?Дети показывают.Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок.

Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!А вот новая загадка.Колкую, зеленую срубили топором.Красивую, зеленую принесли к нам в дом.Дети. Это елочка.Взрослый:

Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.Взрослый: (поглаживая елку). Ой!

У елки иголки колки!Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?Дети. Желтого.Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Подбери чашки к блюдцам

Цели:Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.Материалы:Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.Ход игры:В магазин сначала привезли блюдца.

Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца ( показывает)Какие? ( Ответы детей ).На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей ). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней?

( Ответы детей ).Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки.

Еще по теме  Грудничок срыгивает и икает

Полянка

Цели:Учить группировать предметы по цвету.Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».Ход занятия:Воспитатель:

Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?А как ты догадался? Правильно.В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Ход игры.

Воспитатель раскладывает перед ребенком листочки разных цветов. Затем рассказывает, что подул сильный ветер и все листочки разлетелись и их нужно собрать на то дерево с которого они слетели.

Как вариант, эту игру можно провести не за столом, а на паласе, пригласив 3 ребенка разложить все листочки, поставить 3 корзинки, спросить какого цвета листочки. Каждому ребенку сказать какой именно цвет он будет собирать в корзинку, ребенок, который соберет первый все листочки станет победителем. Дети с удовольствием играют в эту игру.

Дидактическая игра «Собери яблоки по цвету».

Цель: развитие сенсорно — математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Задачи: закреплять понятие один — много.

Продолжать учить основные цвета — красный, желтый, зеленый.

Учить отвечать на вопросы, сравнивать, анализировать.

Развивать память, внимание, логическое мышление.

Воспитывать желание помогать ежику.

Данное пособие можно использовать как для закрепления знаний, так и для ознакомления с новым материалом. В совместной и индивидуальной непосредственной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.

Ход игры:

Сюрпризный момент: к детям приходит белочка рассказывает, что у нее произошла беда (маленькие бельчата играли, резвились и рассорили все грибочки из корзин).

Дети решают помочь белочке разобрать грибочки по корзиночкам, опираясь на цвет.

Игра проводится 2-3раза, затем детям предлагается поменяться корзинками и собрать определенные грибочки.

Итог: Белочка благодарит ребят за помощь и прощается.

Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам».

Цель: научить детей основным цветам-красный, желтый, зеленый,синий: а также научить группировать предметы по цвету.

Оборудование: вырезанные из (красного, зеленого, жёлтого и синего)картона чашки и блюдца.

Ход игры: воспитатель показывает детям блюдца четырёх основных цветов

(красного, зеленого, жёлтого и синего).

Уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка, такого же цвета (у красного блюдца-красная чашка, у жёлтого блюдца-желтая и т. д.).

Затем предлагает детям поставить на каждое блюдце чашку такого же цвета.

Сначала воспитатель показывает, как это нужно делать. Затем задание выполняют дети сами.

Дидактическая игра «Занимательное ведёрко».

Цель: упражнять детей в раскладывании счетных палочек или колпачков соответствующего цвета в отверстия, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, развитие речи.

Дидактическая игра «Подбери ленточку к шарику».

Цель: развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал: Вырезанные из картона плоские шарики 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход: Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.

Красный, желтый, голубой,

Шар выбирай себе любой.

Чтобы шарик удержать,

Нужно ленту привязать,

Мы в руки ленточку возьмём,

И шар по цвету им найдём.

Дидактическая игра «Подбери пару (варежки).

Цель: Учить детей различать и называть основные цвета, развивать внимание, мышление, воспитывать любознательность.

Материал: Вырезанные из цветного картона (синего, красного, зелёного, жёлтого цветов) несколько пар варежек, кукла.

Ход: Воспитатель сообщает детям, что кукла Маша собралась на прогулку, но она не может найти две одинаковые варежки, т. к. варежки перепутались и просит помочь ей. Затем воспитатель показывает ребенку одну из варежек (например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинам»

Цель:

1. Учить детей соотносить цвета путем подбора, знакомить с основными цветами.

2. Развивать умение сравнивать предметы по величине.

3. Развивать представление о круглой форме, знакомство с движением предметов круглой формы на плоскости.

4. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук.

5. Воспитывать усидчивость, вызывать эмоциональный отклик.

Оборудование:

— несколько колес разных размеров;

— силуэты машин и колес разной величины;

— игрушка-мишка.

Ход игры:

Задача игроков состоит в том, чтобы разложить предметы по тарелочкам соответствующих цветов.

Задания могут быть разными, всё зависит от поставленной цели и желания педагога.

Например:

1. Разложить предметы только круглой или только треугольной формы.

2. Разложить только жёлтые и синие (красные, зелёные и т. д.) предметы.

Игру можно проводить как индивидуально, так и коллективно. В этом случае можно включить соревновательный момент — кто быстрее или кто без ошибок выполнит задание.

Для более развитых детей игру можно усложнить следующим образом — дать им противоположное задание. К примеру, положить на жёлтую тарелочку предметы другого цвета. Или положить на круглую тарелочку предметы другой формы.

Дидактическая игра «Собери букет»

Цель игры: развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста. Учить детей группировать предметы по цвету.

Задачи: учить находить и правильно называть основные цвета, развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость, целеустремленность, доброжелательное отношение к сверстникам.

Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, цветы таких же цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза.

Дидактическая игра «С какого дерева листок».

Задачи: учить находить и правильно называть основные цвета, развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость, целеустремленность, доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

— А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите, в окошко выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».

Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты. Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления.

Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей». «Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику»(сидящим рядом даю листочки разных цветов)

и по 4 квадрата всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту».

Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Дидактическая игра «Разложи грибочки в корзинки»

Цель: Развитие сенсорных способностей детей

Задачи: Учить детей распределять грибочки в корзинки, опираясь на цвет

Закреплять знания основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый)

Развивать мелкую моторику рук, внимание, речь

Воспитывать усидчивость.

Материал: Грибочки 4 основных цветов, корзинки 4 основных цветов

Ход игры:

Вариант № 1 – «Наряди матрешку!»

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».

Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной,если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится: треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.

Вариант № 3 – «Матрёшка на дорожке».

Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.

Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).

Вариант № 4 – «Найди матрёшке её дорожку».

Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр. Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.

Дидактическая игра «Геометрические фигуры».

Цель: учим запоминать геометрические фигуры.

Условия игры: сосчитай, сколько здесь нарисовано кругов, прямоугольников, квадратов, овалов, треугольников.

Дидактическая игра «Цвет, форма, размер».

Цель: учим в игровой форме- цвета, размеры, формы.

Ход игры: перемешать 5-7 разных фигур.Попросить найти: самую маленькую, самую большую, все треугольники (круги, квадраты). Фигуры зеленого цвета без углов. Фигуры красного цвета с 3 углами(4-мя,5-ю).

Еще по теме  Что должен уметь ребенок в 4 года

Дидактическая игра «Подбери цвет».

Цель: научить подбирать цвета с помощью операции сравнения, различных по цвету предметов. Формировать практические действия по цветовому признаку.

Ход игры:

Воспитатель обнаруживает в группе мишку (игрушку, который плачет и предлагает детям отвезти его домой. Вместе с детьми определяют, на чем повезут игрушку (на машине). На ковре разложены колеса разной величины.

Воспитатель:

А теперь возьмите колеса и прокатите.

Колеса взяли мы в ладошку

Покатили по дорожке.

Быстрее докатится самое большое колесо.

Воспитатель: Давайте поможем Мишке отремонтировать машины. У нас в мастерской много разных колес, нам надо найти подходящие. На столе разложены машины без колес.

Дидактическая игра «Наряди матрёшку».

Цель: развитие восприятия ребёнка,формирование его представлений о внешних признаках предметов: цвете, величине.

Задачи: учить детей запоминать геометрические фигуры, фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, группировать предметы по цвету, соотносить предметы по форме методом наложения; совершенствовать тактильные ощущения; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: 10 матрёшек с геометрическими рисунками-схемами, геометрические фигуры, «дорожки».

Ход игры:

Читаем детям стихи и предлагаем выполнить задания.

Протоптал немало стёжек

По лесам колючий ёжик.

Он трудился не напрасно-

Делал на зиму запасы.

Пусть морозы не страшат

Ни ежиху, ни ежат!

А. Гришин

Предложите детям помочь ежику собрать на зиму запасы:

Одно яблоко красное, одно желтое или зеленое;

Что ты ежик делаешь

прямо на виду?

Собираю яблоки

у тебя в саду.

Т. Скворцов

Можно самому прицепить яблоки на ежика и задать вопросы:

Какого цвета яблоки на спине у ежика; сколько яблок? (один, много); покажи большое или маленькое яблоко.

Дидактическая игра: «Спрячь мышку»

Цель: закрепить знания детей о цвете.

Словарь: Название 4 основных цветов – красный, желтый, зеленый, синий.Демонстрационный материал: домики, посредине белый квадрат,на которых нарисована мышка (Мышкин домик, квадраты тех же 4 цветов – дверцы, большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Ход игры: найди для воздушного шарика свою ниточку.

Дидактическая игра «Составь фигуры из деталей».

Цель: развивает творческое мышление, учит создавать целостные образы из частей.

Ход игры: выложи из цветных, вырезанных частей, фигурку по предложенным образцам. Выложи из вырезанных частей фигурки, которые придумаешь сам. Можно использовать не все детали.

Дидактическая игра «Собери цветок».

Задачи игры:

1. Совершенствовать навык, находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка.

2. Развивать мелкую моторику пальцев.

3. Развивать внимание, развивать речь детей.

Форма организации: подгрупповая и индивидуальная.

Ход:

Детям предлагается собрать красивые цветы. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветочек. Сначала воспитатель на своём примере показывает, как нужно собрать цветок, а потом предлагает тоже самое сделать детям.

По ходу игры воспитатель задаёт наводящие вопросы. Какую нужно вставить серединку в цветок? Какого цвета? Почему? и т. д. Чтобы заинтересовать детейигрой можно придумать любую игровую ситуацию: например- к нам в гости пришла кукла, давайте соберём все цветы и подарим ей наш букет или соберём букет для мамы и т. д.

Дидактическая игра «Подбери к варежкам их половинки».

Цель: воспитывать умение находить предметы по его характерным признакам; развивать наблюдательность, внимание, находчивость, учить детей описывать предмет.

Дидактическая игра «Найди нужный цвет».

Цель: закреплять представления детей о цвете; развивать мелкую моторику пальцев.

Игровой материал и наглядные пособия: ламинированные картинки (нарисованные, разноцветные пластмассовые крышки.

Ход: вместе с ребенком выбрать и взять понравившуюся картинку. Показать ребенку корзинку с разноцветными крышками. Рассказать, что на кружочек в картинкенужно наложить такого же цвета крышку:

Дидактическая игра «Три квадрата».

Цель: научить детейсоотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф, у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Ход: Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот — поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них).

Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, — помещает на фланелеграфе снизу -вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель.

Дидактическая игра «С какого дерева листок».

Цель: Закрепить знания детей об основных цветах. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Ход: Воспитатель перемешивает листочки, находящиеся в сундучке, и раздет играющим. Кто быстро и правильно определит с какого дерева листок, повесит его на дерево, объяснив свой выбор, тот побеждает. Победитель считает, сколько получилось у него листочков на дереве.

Дидактическая игра «Отремонтируй автобус».

Цель: Учить детей сравнивать предметы по цвету и размеру.

Уточнить форму колёс, окон. Воспитывать самостоятельность, интерес к совместным играм, отзывчивость.

Ход: Колёса и окна должны соответствовать размеру и цвету автобуса.

Дидактическая игра «Почини машину».

Цель: Учить детей сравнивать предметы по цвету и размеру.

Уточнить форму колёс. Воспитывать самостоятельность, интерес к совместным играм, отзывчивость.

Ход: Колёса должны соответствовать размеру и цвету машин.

Дидактическая игра «Цветные палочки».

Цель: Закреплять умение называть и различать цвет.

Ход: Детям предлагается собрать палочки по цвету соответствующий стаканчик.

Дидактическая игра «Ежики потеряли яблоки».

Цель: Формировать у детей восприятиеотдельных свойств предметов: цвета, величины.

Ход:На столе выкладываются: ёжики (красный, зелёный, синий, желтый). Ребёнку нужно выложить на каждого ёжика яблочко по цвету.

Дидактическая игра «Разноцветное лото».

Цель:Учить классифицировать и называть основные цвета: желтый, синий, зеленый, красный.

Ход: Детям предлагается назвать цвета на карточке, а затем подобрать фишку с этим же цветом и разместить ее на круге нужного цвета.

Дидактическая игра «Подбери правильно фигуры».

Цель: Учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур. Подбирать и использовать в собственной речи слова – название фигур, круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.

Развивать сенсорные способности детей.

Ход: На столе перед ребенком расположены разные геометрические фигуры, разных цветов. Воспитатель просит детей сначала найти красный круг, и приложить на карточку, потом зеленый треугольник, далее желтый квадрат и синий прямоугольник.

Дидактическая игра «Собери светофор».

Цель:Научить различать и называть основные цвета: учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать.

Ход: Ребенку предлагается макет светофора, он должен правильно собрать светофор.

Дидактическая игра «Цвет форма».

Цель: Учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур путем зрительного и двигательного обследования, сравнения. Выделять и выбирать геометрическую фигуру с заданными свойствами из 4 данных фигур (подобрать квадрат такого же цвета, какой и на картинке).

Ход: На столе, перед ребенком разложены геометрические фигуры цветные и пластинка, на которой изображены геометрические фигуры. Воспитатель просит ребенка разложить геометрические фигуры по цвету и форме.

Дидактическая игра «Домик для яичка».

Цель:Учить классифицировать и называть основные цвета: желтый, синий, зеленый, красный.

Ход: Детям предлагается контейнер с разноцветными ячейками, ребёнок должен положить яйцо в соответствующий домик.

Дидактическая игра «Стирка».

Цель: Учить детей определять цвет и название одежды, путем зрительного и двигательного обследования.

Ход: На столе, перед ребенком стоят машинки для стирки разных цветов. Воспитатель просит ребенка разложить одежду по цвету.

Дидактическая игра «Подбери по цвету».

Цель: учить детей различать цвета, развивать зрительную память.

Материал: три коробочки с основными цветами и фишки таких же цветов.

Ход: воспитатель перемешивает фишки и предлагает участником разложить их по своим коробочкам.

Дидактическая игра «Подбери серединку цветочку».

Цель: совершенствовать навык, находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину кружка. Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать внимание, память.

Ход: детям предлагают собрать красивые цветы. Нужно отыскать кружочки нужного цвета и вставить в цветок. По ходу игры воспитатель задает наводящие вопросы. Какого цвета? Почему? И т. д.

Дидактическая игра «Подбери цветок к вазе».

Цель: учить группировать предметы по цвету; формировать навык совместного выполнения задания; развивать сенсорные способности детей, зрительное восприятие и внимание, навык соотносить предметы по цвету; воспитывать бережное отношение к природе. Активизация словаря, ваза, собрать, срезать, букет.

Ход: игра предназначена для детей младшего возраста. Перед ребенком картины с вазами. Ребенок собирает букет. расставлять в вазы цветы, ребенок называет цвет цветка и соотносить с цветом вазы. Игру можно провести индивидуальную игру или группой детей.

Дидактическая игра «Подбери фигуру».

Цель: учить подбирать фигуры, соответствующие контуром на рукавичках и прикладывать их на контур. Создавать такой же орнамент на второй рукавичке, закреплять название геометрических фигур и цветов.

Ход: на столе лежат геометрические фигуры, дети должны взять фигуры и подобрать по контуру на варежках.

Дидактическая игра «Подбери кружочки к пирамиде».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Учить различать цвета. Развивать логическое мышление.

Ход: из данных кружочков ребенок должен выбрать кружочки того цвета каким цветом овал у пирамидки и должен вставить кружок в свой домик.

Дидактическая игра «Что изменилось?».

Цель: развивать память. Запоминать геометрические фигуры.

Ход: воспитатель выставляет на доске: круг, квадрат, треугольник в ряд и предлагает детям рассмотреть фигуры на доске и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну фигуру. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: закреплять умение находить четвертый лишний предмет и объяснить, почему он лишний. Развивать словесно- логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать обобщать. Развивать зрительное восприятие.

Ход: ребенок должен найти четвертую лишнею фигуру. Предлагается внимательно рассмотреть картинки. В каждой картинке есть лишний предмет ребенок должен узнать какой он.

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Яндекс.Метрика