Роль игрушек в развитии ребенка, раздвигаем границы пространственного мышления

Ждем ребенка

Дети будут более креативными

Слишком большое количество игрушек тормозит творческое развитие ребенка. Детям нет необходимости изобретать, придумывать, когда рядом с ними находится гора игрушек. В Германии в детских садах был проведен следующий эксперимент: в группах на три месяца убрали все игрушки.

Поначалу детям было очень скучно, и они не знали, чем себя занять. Однако спустя некоторое время дети стали больше общаться друг с другом и в буквальном смысле изобретать, используя для своих игр подручные и окружающие их предметы.

https://www.youtube.com/watch?v=hxYTY88LDRo

Супруг одной из моих подруг жил в детстве на Севере. Игрушек не было совсем. Единственное, что было у ребенка в большом количестве, – это спичечные коробки. В течение нескольких лет ребенок играл только в них, создавая модели и придумывая сюжеты.

. Дети становятся более здоровыми

Потребление в вещах зачастую переходит в неконтролируемое потребление пищи, тем самым развивая привычку питаться неправильно. Сдержанность же в игрушках воспитывает сдержанность ребенка и в других сферах его жизни.

. Дети учатся находить удовлетворение за пределами магазина игрушек

Истинная радость и удовлетворенность никогда не будут найдены на прилавках магазина игрушек. Дети, которые выросли в семье с мыслью о том, что любые желания и удовольствия могут быть куплены за деньги, превратятся во взрослых, которые не смогут найти удовлетворения от жизни.

. У ребенка не будет «бесполезных» игрушек

Игрушки нужны не только для того, чтобы в них играть. Психологи утверждают, что игрушка обладает особой ролью в формировании личности будущего ребенка. Она помогает ему понять мир, в котором он живет, сформировать мнение о себе и окружающих его людях.

Игрушка способна сформировать или существенно повлиять на ценности ребенка и таким образом определить в некоторой степени его будущее. Поэтому мудрые родители обращают внимание на то, в какие игрушки играют их дети, тщательно выбирают игрушку, находясь в детском магазине, обращая внимание на возраст, внешний вид, материалы, практическую и интеллектуальную ценность игрушки. Будем честны: далеко не все игрушки обладают такой ценностью. Но чем реже родители покупают игрушки, тем больше внимания уделяют этому аспекту.

Развиваются социальные навыки ребенка

Дети с меньшим количеством игрушек способны гораздо лучше налаживать связи с другими детьми и взрослыми. В первую очередь потому, что они учатся реальному общению. Исследования показали, что дети, способные создавать дружеские отношения в детстве, становятся гораздо более успешными в своей взрослой жизни.

Дети становятся более заботливыми к тем вещам, которые они используют

Ребенок, у которого большое количество игрушек, перестает их ценить. Он уверен, что, если сломается одна, на смену придет новая. В этом есть значимый воспитательный характер игрушки, формирующий отношение к миру.

Еще по теме  Как правильно держать новорожденного после кормления

Дети становятся более изобретательными

Изобретательность, способность быть находчивым развиваются в том случае, если у ребенка нет готовых ответов на те вопросы, которые встают перед ним. Редкая игрушка на сегодняшний день удовлетворяет данным требованиям.

Дети меньше спорят и больше договариваются

Это может показаться нелогичным. Ведь для многих родителей очевидно, что чем больше у детей игрушек, тем меньше они спорят и ругаются со своими братьями и сестрами. Однако зачастую это не так. Каждая новая игрушка способствует обособлению ребенка от братьев и сестер, созданию своей «территории».

Дети становятся менее эгоистичными

Дети, получающие все по первому требованию, верят, что они могут получить все, что захотят. Такое мышление очень быстро приводит к нездоровому образу жизни.

Значение игрушки в жизни ребенка

Развития ребенка не возможно без игрушек. Именно они позволяют малышу исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно большие и красивые львы да тигры, красивые куклы или машинки.

У каждого была своя ни на что не похожая игрушка, может это был старый мишка, доставшийся по наследству или тряпичная кукла, сшитая мамиными руками. И наряды к ним были сшиты самостоятельно, а не куплены в магазине.

Говоря о выборе игрушек для детей, надо учитывать то, что не взрослый, а ребенок должен выбирать игрушку близкую по эмоциональному состоянию, которую он будет любить.

У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую он поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родителей не будет дома, когда выключается свет и надо уснуть.

Естественно, у ребенка должен быть определенный набор игр и игрушек, способствующий развитию восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные эпизоды, подражать взрослым.

Давайте обговорим, какие игрушки помогут реализовать ребенку все вышесказанные аспекты. У каждого возрастного периода есть свои предпочтения в выборе игрушек. Например, игрушки для самых маленьких, прежде всего,должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки.

Первые игрушки должны быть мягкими (их приятно брать в руки, сделанные из пластмассы, резины, хорошо мыться, не иметь длинной плоской формы, так как ребенок может засовывать игрушки в рот и подавиться.

Для годовалого малыша полезны пирамидки, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики, игрушки – каталки. Трехлетнему малышу – большой мяч, который не закатится под диван, пушистая игрушка, так как ребенок уже не потянет её в рот, а вот заснет с ней с большим удовольствием.

Большая коробка – дом для игрушек, которая будет приучать ребенка к порядку, аккуратности и самостоятельности. К четырем — пяти годам набор игрушек расширяется.

Еще по теме  Отказывается от прикорма

К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, «Сюрпризное яйцо», различные пазлы, которые дети собирают вместе с родителями. В этот период ребенок начинает активно включаться в реальную жизнь и отображать эти впечатления в сюжетной игре «Дочки-матери», «Магазин» и др.

листья — деньгами, а игровая зона плавно переходит на кресла, диваны,

кровати и шкафы. К старшему дошкольному возрасту полезнее и интереснее будут не статичные игрушки, а конструкторы, модели самолетов и кораблей, различные наборы для шитья и вязания. Дети в этом возрасте любят игрушки – поделки, поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость.

В процессе игры зачастую обнаруживается нехватка того или иного предмета. И забота родителей о любимом чаде побуждает порой к бессистемным покупкам все новых и новых игрушек. При этом родители часто сетуют, что у ребенка очень быстро проходит интерес к новым игрушкам.

Но,может быть стоит задуматься: а в этом ли суть родительской любви? Наличие большого количества бессмысленных, а порой и агрессивных игрушек, не только не развивает ребенка, но и вредит гармоничному становлению личности.

Распоряжаясь игрушечным миром ребенка, вы можете выбрать для него любимые игрушки и как вы уже поняли, они не обязательно должны быть большими, дорогими и красочными. Порой для ребенка важны совсем другие свойства игрушки.

А если сделать игрушку своими руками? Ведь то, как ребенок примет игрушку, какой импульс, какое направление будет у игры, во многом зависит от родителей. Часто мы думаем, что игрушка должна быть как можно реалистичнее, у неё должны быть готовые наряды и все атрибуты, изготовленные на фабрике, тем самым, отбивая всякий ход воображению.

Между тем истинное участие, соответствующее глубокой душевной потребности ребенка заключается в другом. В проявление родителями собственной выдумки, изобретательности, и не на словах, а на деле.

Попробуйте вместе с ребенком сделать «игрушку – подружку».

Возьмите пучок шерстяных или хлопчатобумажных ниток (они экологичнее, согните пополам и перетяните веревочками. Одной нитью отделите голову, примерно одна четвертая пучка. Затем талию – середина фигуры.

Нитями выделите ладошки и наденьте на куклу платочек. Кукла готова.

Полистайте руководства по изготовлению игрушек, и вы найдете там множество оригинальных способов сделать новую игрушку. То, что сделано своими руками и руками родных людей несет в себе отпечаток их чувств и эмоций.

И напоследок,позвольте несколько советов:

— помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять. Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна.

— не водите ребенка часто в магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слез и страданий видели новомодные игрушки, сидящие на прилавках.

— при покупке игрушекпользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Еще по теме  Рост ребенка по месяцам

Какие игрушки выбрать для развития?

Для маленьких детей подходят автодидактические игрушки:

От 1 до 2 лет

У годовалых детей на первый план выходят не сами предметы, а их связи между собой, и это подходящее время для того, чтобы приступить к сборке простейшего конструктора или пазла. Ребятишек живо интересуют конструкции по типу матрешек — многочисленные коробки с «сюрпризом», когда элементы вкладываются один в другой, — а также изделия со шнуровками.

Для развития мелкой моторики карапузу можно предлагать упругие резиновые игрушки с пищалками. Постепенно он переключит внимание на лепку и примитивные художества, поэтому стоит вовсю запасаться пластилином и пальчиковыми красками.

Большое значение приобретают интерактивные тематические плакаты. Электронные рассказчики познакомят малыша с обитателями флоры и фауны, обучат алфавиту и цифрам, научат различать музыкальные инструменты, прочтут поучительные истории, сказки и стихотворения, разъяснят, как вести себя в той или иной ситуации.

Развивающие игрушки от 0 до 1 года

Самая ранняя игровая версия — всевозможные подвески и мобили. Поначалу младенец только наблюдает за движениями ярких штуковин, а затем уже активно пытается до них дотянуться. Таким образом, к 3-месячному возрасту он подходит с достаточно развитой сенсорикой.

Позже на смену подвескам приходят шумные погремушки и колокольчики — они учат фиксировать внимание на конкретном предмете, заставляя координировать движения руки со зрительным восприятием.

Преодолев полугодовалый рубеж, малыши начинают интересоваться цветами и очертаниями объектов, а значит, в дело вступают неваляшки, пирамидки и игровые кубики. Особенно полезны пальчиковые куклы — они подталкивают к речевому общению и тренируют мелкую моторику.

Самодельные развивающие игрушки

Игрушки для развития, как и большинство детских товаров, не отличаются низкими ценами. Многие родители стараются находить им бюджетную замену, а самые изобретательные с удовольствием мастерят изделия собственными руками.

  • Сконструировать самодельную погремушку — абсолютно пустячное дело. Для оболочки сгодится контейнер из-под «Киндер-сюрприза», в качестве держателя используется старая ручка или карандаш (еще проще — обвязать веревочкой, в этом случае игрушка будет задорно подскакивать на руке). Внутрь засыпают рис, манную крупу, песок или, например, фасоль.
  • Соберите коллекцию из пустых спичечных коробков. Оклейте их бумагой так, чтобы каждому соответствовал определенный цвет, затем воспользуйтесь лентой и соедините коробки между собой по типу паровозика. В процессе игры малыши заполняют мини-ящички различными мелочами, распределяя в строгом соответствии с оттенком — например, в зеленый бокс должна отправиться пуговица цвета травы и такая же бусина. Выдвигая и задвигая коробки, ребенок тренирует мелкую моторику.
  • Чтобы развивать навыки счета, устраивайте игры, в которых чаду нужно выбирать предмет с заданным количеством точек, делений или других опознавательных значков. Проще всего собрать баночки от детского питания и расклеить по крышкам небольшие кружочки / треугольнички. На каждую банку нужно прикрепить соответствующую бумажную цифру — по числу элементов с крышечки. В ходе занятия малышу предоставляется объединять разрозненные части, находя «правильные» крышки для емкостей.
Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Яндекс.Метрика