Психология воспитания детей 2, 3, 4, 5 лет — советы

Ждем ребенка

Воспитание ребенка в 3 или 4 года, если у вас девочка

  • Развивайте полезные навыки, которые понадобятся в жизни. Разрешайте помогать на кухне. Пусть это будет банальное складывание чашек по размеру, цвету, вытирать насухо небьющуюся посуду. Позволяйте убираться в доме, поливать цветы.
  • Приобретите полезные игрушки, которые облегчат и вашу жизнь. Не придется «воевать» двум хозяйкам за общие предметы. Пример: детская гладильная доска, игрушечный пылесос, набор посуды, кухонный гарнитур.
  • Дочка начинает повторять за мамой. Если она до истерики хочет повторить макияж, о пресекайте тактично эти попытки. Разрешайте посмотреть аккуратно содержимое косметички, чтобы удовлетворить любопытство. Объясните: этим пользуются взрослые, для маленьких это вредно. Предложите проявиться творчество на нарисованном лице принцессы, сделать макияж смываемыми маркерами на кукле. Поощряйте желание выглядеть ухоженно: расчесывать волосы, делать прически, носить красивые заколки. Это станет альтернативным решением проблемы с макияжем, который пока под запретом.

Воспитание ребенка в 3-4 года, когда у вас мальчик

  • Прививайте интересы, которые пригодятся мальчику в будущем. Инструменты, названия машинок, активные спортивные игры, солдатики.  Прислушивайтесь к мнению сына. Если ему больше интересны мягкие игрушки, это не должно возбраняться или высмеиваться.
  • Не заставляйте играть в то, что ему не интересно. Если мальчика привлекает игра в детскую кухню, нравится приготовление блюд, то возможно он будущий шеф-повар. Может он станет примерным семьянином, готовый вкусно накормить близких.
  • Берегите мужское начало. Обычно, мальчики хотят проявить себя и продемонстрировать самостоятельность, упорнее, чем девочки. Они не любят, ограничение свободы и выражают ярко протест. Предоставьте больше возможностей проявить себя.
  • Не переусердствуйте с безопасностью. Счесанные коленки, падения, ссадины ― неизбежны. Невозможно оградить сына от всех угроз. Такие моменты могут быть больными, но дают бесценный опыт. Мальчик начинает понимать, отчего так произошло. В следующий раз, лучше послушаться взрослых.

Как воспитывать ребёнка после 2 лет

  1. Главный пример для ребёнка – это вы. Он наблюдает за вашим поведением, копирует его, отражает ваше эмоциональное состояние, подчас находится в том же настроении, что и вы. Поэтому сначала нужно воспитать себя, и только потом – ребёнка.
  2. Хвалите малыша за его умения и правильное поведение.
  3. Относитесь серьёзно ко всем проблемам и страхам ребёнка, даже если вам кажется, что они «ну совсем пустяковые». Для вашего крохи всё, что его беспокоит, — это важно. Позволяйте ему высказываться, внимательно слушайте, будьте рядом и поддерживайте.
  4. Активно играйте с малышом, давайте разным персонажам характеристики. С помощью игры ребёнок лучше усваивает то, как нужно себя вести.
  5. Используйте сказки (в том числе придумывайте сами), чтобы эффективнее воздействовать на ребёнка: формировать правильные установки, нормы поведения, помогать справляться со страхами.
  6. Интересуйтесь предпочтениями малыша: «Какой твой любимый цвет?», «Во что тебе нравится играть?», «Каких животных ты любишь?»
  7. Позволяйте ребёнку выражать свои чувства, называйте их, чтобы помочь ему научиться их понимать. Например: «Ты сердишься» или «Девочка плачет, тебе её жалко, да?»
  8. Просматривая мультфильмы или читая книги, комментируйте поведение героев, обсуждайте вместе с малышом, кто из них поступил хорошо, а кто – плохо. Спрашивайте у крохи, что они чувствуют, кто из них ему нравится.
  9. Способствуйте знакомству ребёнка с другими детьми: регулярно бывайте на детских площадках, в гостях. Разговаривайте с малышом о дружбе и помощи другим. Обычно хорошо сказывается на развитии посещение специального детского центра, где ребёнок одновременно находится вместе с мамой и взаимодействует со сверстниками.
  10. Активно вовлекайте своё чадо в совместные дела, давайте простые задания, поощряйте его желание вам помочь.
  11. Проявляйте гибкость и за любым непослушанием и протестом старайтесь увидеть истинные причины такого поведения, чтобы мягко его скорректировать.
  12. Всегда с помощью ласки и слов давайте ребёнку понять, что любите его, как бы он себя ни вёл.

Каким бы трудным и ответственным ни казалось воспитание ребёнка в 2-3 года, процесс этот, вместе с тем интересный и способствующий развитию самих родителей. Любовь к своему крохе и умение выбрать правильный вариант поведения по отношению к нему создадут почву для превращения из бунтаря в вашего помощника и самостоятельную инициативную личность.

Как же пользоваться и держать японские палочки хаси?

Как мы уже писали выше, использовать палочки для еды и трудно, и легко одновременно. Особенно трудно тем, кто впервые столкнулся с японскими палочками и не представляет себе, как их правильно держать.

Тем же, кто несколько раз пробовал использовать для еды хаси, их применение представляется достаточно простым и естественным. Использование для еды японских палочек позволяет развивать мелкую моторику пальцев, которая напрямую влияет на умственные способности.

Еще по теме  Восстановление после кесарева сечения

Как же правильно держать палочки для еды?

Главное правило, которое позволит Вам преуспеть в этом деле – не нужно напрягать руку, старайтесь держать кисть расслабленной. Итак, приступим:

1. Прижмите мизинец и безымянный палец руки друг к другу, средний и указательный вытяните вперед.

2. Сначала возьмите только одну палочку, положите ее в руки таким образом, чтобы с одной стороны она легла в ложбинку между большим и указательным пальцем, а снизу опиралась на безымянный палец.

3. Возьмите вторую палочку, держите ее параллельно первой, причем, в руке палочка должна опираться на первую фалангу указательного пальца, третью фалангу среднего и придерживаться кончиком большого.

Вторую и третью фаланги указательного пальца надо расположить вдоль палочки, для лучшего контроля над ней. При еде нижняя палочка должна оставаться неподвижной, захват кусочков еды осуществляется с помощью верхней палочки.

4. Расстояние между палочками регулируется средним пальцем, чтобы свести кончики палочек вместе, согните указательный палец.

Как преодолеть кризис?

  1.  Прежде всего, примите как данность то, что у ребёнка наступил кризис и вооружитесь знаниями о детской психологии и развитии в этот период.
  2. Заручитесь принципом: проявлять максимум терпения. При воспитании ребёнка после 2 лет его потребуется ещё больше.
  3. Воспринимайте сопротивление и отказы своего крохи как тренировку высказывать своё мнение. Так уж сложилось, что малыш сначала на родителях должен «отработать» разные приёмы и способы поведения и только потом перенести их в общество. Если ему не дать такой возможности, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с адаптацией в социуме.
  4. Не пытайтесь «ломать» и жёстко пресекать протест и выражение ребёнком гнева. Это только усилит дистанцию между вами и подорвёт его доверие к вам. Старайтесь «мягко направлять» и спокойно отстаивать свою позицию.
  5. Вместо «нельзя» чаще говорите, как нужно действовать и вести себя.
  6. Не кричите и не применяйте физических наказаний. Если ребёнок ведёт себя агрессивно, дайте ему понять с помощью своей мимики и интонации, что вам неприятно и он делает что-то нехорошее.
  7. Позволяйте ему действовать самостоятельно там, где это возможно. Будьте рядом, направляйте, поддерживайте.

Наули крия (манипуляции с мышцами живота)

Это упражнение изучающий сможет выполнить только тогда, когда он полностью освоил УДДИЯНА БАНДХУ или подтягивание живота. Для начинающих потребуется некоторое время на его освоение, так как надо научиться управлять различными мышцами живота. Оно предназначено для регенерации, укрепления и стимуляции внутренностей живота и пищеварительной системы. 

Упражнение. Здесь используется такая же техника, как и в УДДИЯНА БАНДХЕ. Сначала выполните УДДИЯНА, т. е. втягивание живота, в положении стоя. Находясь в этом положении высвободите центр живота путем сокращения мышц его левой и правой сторон. Это приведет к тому, что мышцы живота расположатся по вертикальной линий. Это МАДХЬЯМА НАУЛИ (центральное сокращение).

После овладения центральным НАУЛИ, следующим шагом будет овладение по отдельности левыми и правыми мышцами живота. Это носит название БАМА и ДАКШИНА НАУЛИ (левое и правое сокращение). Техника выполнения такая же как и в центральном сокращении, за исключением того, что на бедра оказывается большее давление руками.

Если выполняется левостороннее сокращение, то тогда левая рука оказывает давление на бедро, туловище слегка подается вперед и влево. С точностью до наоборот все тоже относится к правой стороне. Все эти способы УДДИЯНА центральное, левое, правое НАУЛИ называют взбалтыванием или вращением мышцами живота.

Это взбартывание мышцами живота делается с быстротой последовательности, манипулируя мышцами живота, начиная с центрального НАУЛИУ затем левого и затем правого вместе с УДДИЯНА БАНДХА. Комбинация всех описанных выше способов дает прекрасную возможность овладеть мышцами живота.

Особенности воспитания ребенка от 1 года до 3 лет

В этом возрасте дети любознательны. Учатся ходить, разговаривать, познавать окружающий мир, где много интересного, непонятного для маленького человечка. Главное, чтобы кроха рос, воспитывался полноценной семьей, поскольку начинает понимать отличия между матерью и отцом. Поведение, характер малыша выстраивается с учетом поведения его родителей.

Кроха начинает развиваться интеллектуально. Поэтому важно уделять ему больше времени. На помощь могут прийти интерактивные игрушки. Важно задействовать мелкую моторику. Можно дать малышу кубики, конструктор, карандаши.

С 1,5 лет начинается важный процесс— приучение детей к горшку. Если кроха продолжает писаться в штаны не ругайте его. В 2–3 года у малыша проявляется интерес к сверстникам. Как правило, дети знакомятся в садике, играя на улице.

Можно понемногу знакомить детей с навыками этикета. Малыш должен иметь представление о правилах гигиены, учиться застилать кровать, складывать игрушки, вещи.

Согласно психологии воспитания детей, в этот период малыш выполняет следующие действия:

  • повторяет слова и действия взрослых;
  • активно учится разговаривать, запоминая новые слова, пытаясь вникнуть, участвовать в разговоре взрослых;
  • проявляет интерес к окружающим предметам, стремясь понять их назначение и смысл;
  • знакомится с общественными нормами поведения;
  • активно фантазирует, совершая непредсказуемые поступки;
  • принимает спонтанные решения.

Родители должны быть терпеливыми и сдержанными, не пытаться подавлять желания и интерес малыша, помогать крохе познавать окружающий мир, проявляя любовь, заботу. Если кроха сделал что-то впервые, отличился хорошим поведением, похвалите. Если речь идет о безопасности, здоровье малыша, необходимо показывать твердость, строгость.

Еще по теме  Если забеременела перед месячными когда покажет тест

Чтобы улучшать память и речь малыша, чаще читайте крохе сказки, стихи. Несмотря на то, что он начинает познавать родной язык, будет полезно параллельно начать изучать иностранные языки.

От 1 до 3 лет у детей наблюдается нестабильное психологическое состояние, которое проявляется плаксивостью, агрессиями, истериками. Родителям важно уметь преподносить любую информацию в игровой форме, чтобы снять давление, напряжение, стресс.

Нередки ситуации появления психологической травмы, вызванной стрессами, истериками, депрессиями. Самостоятельно справиться с таким состоянием тяжело, лучше прибегнуть к помощи психологов. Периодические сеансы снимут истерические припадки, нормализуют эмоциональное состояние крохи.

Особенности развития детей в 2-3 года

  1. После 2 лет у большинства детей заметно совершенствуется речь, растёт словарный запас, они начинают строить простые предложения из 2-3 слов.
  2. В этом возрасте дети практически полностью овладевают навыками самообслуживания: самостоятельно ходят на горшок, моют руки, аккуратно кушают ложкой, пьют из кружки, могут одеться и раздеться.
  3. Полностью уходит кормление грудью, ребёнок кушает взрослую пищу и ещё более ярко проявляет свои кулинарные предпочтения.
  4. Большинство детей в 2-3 года начинают ходить в садик. Наиболее благоприятным периодом для начала его посещения считается достижение ребёнком возраста 3 лет, когда связь с матерью постепенно начинает ослабевать, появляется стремление к общению со сверстниками. Адаптация к детскому саду в таком случае проходит менее болезненно.
  5. Ребёнок активно исследует границы дозволенного, усваивает правила поведения и проверяет родителей на прочность. Наверняка вы замечали, что ваше чадо уже научился «хитрить», наблюдает за реакцией взрослых на свои действия, может совершенно по-разному вести себя с мамой, папой, бабушкой и другими родственниками.
  6. Малыш ещё активнее продолжает манипулировать предметами, его действия становятся более точными, улучшается координация движений.
  7. К двум годам ребёнок знает действия людей, животных, назначение предметов, например, что «птица летает», «машинка едет», «мылом моют руки» и т. д.
  8. Малыши в этом возрасте очень возбудимы. А вот успокоить их бывает подчас очень трудно.
  9. Подражание взрослым становится основным способом научения разным навыкам.
  10. Усиливается тяга малыша к самостоятельности, ведь он уже так много всего умеет! Всё чаще можно услышать от него фразу: «Я сам!», когда в очередной раз хотите ему в чём-то помочь. Поэтому воспитание ребёнка в возрасте 2-3 лет важно строить на предоставлении ему возможности выбора, поощрении инициативы и двигательной активности.
  11. Многие дети в возрасте 2-3 лет проявляют склонность к тому или иному виду деятельности: рисование, лепка из пластилина, собирание конструктора, сюжетно-ролевые игры и пр. Конечно, пока это ещё нельзя назвать устойчивыми интересами, но определённые черты личности ребёнка уже могут проявляться в ходе этих занятий.
  12. Активно развивается воображение, малыш фантазирует. Это обычно заметно в его речи, игре, рисунках.
  13. Спектр проявляемых эмоций значительно расширяется. Ребёнок может демонстрировать радость, восторг, удивление, ласку, смущение, жалость, разочарование, гнев, страх, сочувствие и др.
  14. После 2 лет появляется интерес к сверстникам, малыш хочет общаться, играть, дружить с другими детьми. При этом взаимодействие со взрослыми для него также остаётся значимым.

Поведение и психология ребенка в возрасте от 3 до 5 лет

Малыш начинает воспринимать себя, как самостоятельную личность, осознает половую принадлежность, познает различия между девочками и мальчиками. Родителям не стоит теряться при вопросе об анатомии, нужно уметь правильно, без подробностей раскрыть суть физиологических особенностей.

Для развития умственной активности, разговорной речи, психологи настоятельно рекомендуют:

  • применять игры, имитирующие звуки;
  • повторять с ребенком длинные фразы;
  • изучать свойства окружающих вещей;
  • учить скороговорки, четверостишья.

Ребенку стоит привыкать к четкому распорядку дня, он должен знать свои минимальные обязанности. Важная роль отводится детскому саду. Помимо родителей, воспитанием детей занимаются воспитатели. Некоторые малыши начинают плакать, оказываясь на пороге детского сада. На это есть несколько причин:

  • боязнь крохи расстаться с родителями;
  • страх остаться забытым в саду;
  • неумение, нежелание общаться с другими детьми;
  • страх перед воспитателем.

В этом случае нужно постепенно приучать малыша к садику. Поначалу можно оставить на 1–2 часа, постепенно увеличивая время, пока кроха не перестанет бояться оставаться в садике до вечера.

Психология мальчиков и девочек в 2-3 года: есть ли различия?

В этом возрасте дети могут различать между собой мальчиков и девочек по внешним признакам: по одежде и поведению.

  • Различия проявляются на уровне тенденций. Например, нельзя сказать, что у всех девочек речевое развитие протекает быстрее, чем у мальчиков. Но всё же чаще девочки овладевают речью раньше мальчиков.
  • У мальчиков быстрее развиваются зрительно-пространственные способности.
  • В большинстве случаев мальчики позже привыкают к горшку.
  • У мальчиков быстрее развивается крупная моторика, у девочек – мелкая.

Советы по воспитанию детей в 2-3 года

Задачи воспитания и обучения детей:

  •  благоприятно преодолеть возрастной кризис;
  •  соблюсти золотую середину между запретами и излишней свободой действий;
  • развивать творческие способности;
  • способствовать речевому развитию;
  • помогать активно усваивать нормы и правила поведения в обществе;
  • развивать эмоциональную сферу, позволять открыто проявлять свои чувства;
  • прививать отзывчивость к людям, дружелюбие;
  • поощрять инициативу и желание быть самостоятельным.

Уддияна-бандха

Информация:

  • Термин «uddiyana» означает «парящий, летающий высоко».
  • Термин «bandha» — «узел, привязывание», но, как правило, слово «бандха» не пе­реводят на русский язык.
  • Поэтому правильным переводом может быть — «высоко летающая бандха».

    Назначение:

    • Для тренировки подвески внутренних органов, силы диафрагмальных мышц и мышц брюшного пресса.
    • Для глубокого массажа органов брюшины.
    • «Как конденсаторы, предохранители и выключатели регулируют электрический ток, так и бандхи управляют током праны (энергии). В этой бандхе прана, или энергия, направля­ется из нижней части брюшной области к голове» Б.К.С, Айенгар.

      Противопоказания:

      • Не практиковать:
        • при обострениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;
        • в дни месячных;
        • при беременности.
        • Осваивать осторожно при любых формах:
          • патологии лёгких;
          • сердечно-сосудистых заболеваний;
          • заболеваний внутренних органов, прилегающих к диафрагме;
          • при грыжах в брюшной полости;
          • при слабых мышцах брюшного пресса или больших размерах живота.

            Исходное положение:

            Поза рыбака:

            • ноги поставить на ширине или немного шире плеч, чуть согнуть в коленях;
            • ладони упереть в бедра чуть выше коленей, пальцами внутрь;
            • максимально расслабить спину, вес всего туловища перенести на руки, упирающиеся в колени.

              Правила выполнения:

              • Выполнить спокойный выдох, полный йоговский вдох и энергичный выдох.
              • На задержке дыхания после выдоха:
                • Сократить анальный сфинктер, подтянув мышцы промежности (Уддияна-баидха).
                • Перекрыть дыхательное горло (сделать горловой «замок») и энергично втянуть жи­вот за счёт сокращения мышц диафрагмы. Расслабленные мышцы брюшного пресса и внутрен­ние органы легко последуют вверх за сократившейся диафрагмой, втягивая переднюю стенку живота.
                • Подбородок прижать к груди, выполнив Джаландхару-бандху.
                • В позе находиться на задержке дыхания после выдоха до первых признаков усталости.
                • В конце задержки дыхания освободить перекрытие дыхательного горла, расслабить мышцы диафрагмы — произойдёт пассивный вдох.
                • Вернуться в И.П.
                • Сделать очистительное дыхание.
                • Выполнять 10 раз.

                  Тонкости выполнения упражнения и правила безопасности.

                  При выполнении упражнения необходимо научиться держать два энергетических замка(две бандхи): верхний Джаваладхара-бандха) и нижний (Муладхара-бандха).

                  Концентрация внимания при выполнении упражнения:

                  • На правилах выполнения упражнения.
                  • На внутренних ощущениях в теле, особенно в зоне пресса.

                    Физический эффект:

                    Физиологический эффект:

                    • Укрепляет и омолаживает нервы желудочно-кишечного тракта.
                    • Усиливает перистальтику.
                    • Способствует выделению токсинов из пищеварительного тракта и очищению прямой кишки.
                    • Делает самый лучший массаж внутренних органов.
                    • Укрепляет и омолаживает все железы внутренней секреции {эндокринная система)брюшной полости.
                    • Укрепляет глубоко лежащие мышцы спины.
                    • Вытягивает позвоночник, особенно его нижнюю часть.

                      Энергетический эффект:

                      • Заряжает энергией пупочный энергетический центр (Маштуру-чакру).
                      • Способствует переводу энергии (в том числе и половой) из нижних энергетических центров (чакр) в верхние.

                        Психический эффект:

                        Даёт бодрость и лёгкость всему телу.

                        Терапевтический эффект:

                        • Устраняет и предупреждает появление грыж.
                        • Устраняет смещение внутренних органов.
                        • Лечит заболевания внутренних органов и желудка, профилактика и лечение геморроя.

                          ________________________

                          *Анатомически, при сокращении диафрагмы после полного выдоха с перекрытым доступом воздуха через гортань диафрагма, сокращая свою длину, подтягивает внутренние органы немного вверх и к спине. Никакого движения энер­гии вверх при этом не происходит. Реальный подъём энергии возможен лишь при правильном выполнении асаны со взятыми другими бандхами (Мунадхарой и Джсиишдхарой), а также ментальным образом самого подъёма энергии вверх.
                          ** В брюшной пресс входят: мышцы передней стенки живота (прямая, наружные косые, внутренние косые и попереч­ная мышца живота), верхней (диафрагма), нижней (мышцы тазового дна и мочеполовая диафрагма) и задней (квад­ратная мышца поясницы, большая поясничная и подвздошно-поясничная мышцы).
                          *** Мышцы диафрагмы сокращаются только при вдохе, поэтому для подтягивания живота необходимо выполнить ими­тацию вдоха без втягивания воздуха в лёгкие. Для этого перекрывается дыхательное горло и выполняется «вдох». Создавшееся разрежение воздуха в лёгких увлекает сокращённую диафрагму вверх, а с ней, через брюшину, внутрен­ние органы брюшной полости.

                          Наули крия (манипуляции с мышцами живота)

                          Это упражнение изучающий сможет выполнить только тогда, когда он полностью освоил УДДИЯНА БАНДХУ или подтягивание живота. Для начинающих потребуется некоторое время на его освоение, так как надо научиться управлять различными мышцами живота. Оно предназначено для регенерации, укрепления и стимуляции внутренностей живота и пищеварительной системы. 
                          Упражнение. Здесь используется такая же техника, как и в УДДИЯНА БАНДХЕ. Сначала выполните УДДИЯНА, т. е. втягивание живота, в положении стоя. Находясь в этом положении высвободите центр живота путем сокращения мышц его левой и правой сторон. Это приведет к тому, что мышцы живота расположатся по вертикальной линий. Это МАДХЬЯМА НАУЛИ (центральное сокращение).

                          После овладения центральным НАУЛИ, следующим шагом будет овладение по отдельности левыми и правыми мышцами живота. Это носит название БАМА и ДАКШИНА НАУЛИ (левое и правое сокращение). Техника выполнения такая же как и в центральном сокращении, за исключением того, что на бедра оказывается большее давление руками. Если выполняется левостороннее сокращение, то тогда левая рука оказывает давление на бедро, туловище слегка подается вперед и влево. С точностью до наоборот все тоже относится к правой стороне. 
                          Все эти способы УДДИЯНА центральное, левое, правое НАУЛИ называют взбалтыванием или вращением мышцами живота. Это взбартывание мышцами живота делается с быстротой последовательности, манипулируя мышцами живота, начиная с центрального НАУЛИУ затем левого и затем правого вместе с УДДИЯНА БАНДХА. Комбинация всех описанных выше способов дает прекрасную возможность овладеть мышцами живота.

Еще по теме  Свечи от геморроя после родов

Характерные черты в поведении ребёнка, указывающие на кризис:

  • Упрямство: малыш что-то требует и долгое время продолжает настаивать на своём, следуя первоначальному решению.
  • Сопротивление просьбам, указаниям, решениям взрослых; протест.
  • Стремление к самостоятельности.
  • Частые капризы и истерики.
  • Проявление деспотизма.
Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Яндекс.Метрика