Как помочь ребенку начать говорить?

Ждем ребенка

Что мы можем сделать как родители

Говорите со своим ребенком как можно больше — это один из самых очевидных результатов многочисленных исследований, посвященных развитию детей.

Связь между словами и умом была обнаружена в результате одного весьма экстравагантного исследования. В ходе эксперимента специалисты вторгались в жилища семей каждый месяц в течение трех лет и фиксировали каждый аспект вербальных коммуникаций между родителями и их детьми.

Они измеряли величину словарного запаса, его разнообразие, прирост, частоту речевых взаимодействий и эмоциональное содержание речи. Благодаря этому исследованию, в котором участвовало более 40 семей, было сделано 2 важных вывода:

  • Количество и разнообразие слов имеют значение. Золотой стандарт 2100 слов в час. Разнообразие произносимых слов практически так же важно, как количество произносимых слов. Вы можете усилить языковые навыки следующими итерациями: посмотреть на младенца, подражать его смеху, звукам и выражению лица, поощрять его попытки говорить своим повышенным вниманием. Дети, чьи родители говорили с ними в позитивной манере, богатым языком и регулярно,знали в два раза больше слов, чем дети,с которыми разговаривали только при необходимости! 

  • Беседа повышает IQ. Если с детьми разговаривают в начале их жизни, это тоже повышает коэффициент их интеллекта, как показывают исследования даже после вычета влияние такого важного фактора, как достаток семьи. К трем годам коэффициент интеллекта выше в 1,5 раза удетей, с которыми активно общались родители.

Артикуляционная гимнастика

Это комплекс упражнений, развивающих речевой аппарат. Предназначен для детей дошкольного возраста, помогает убрать дефекты произношения отдельных звуков. Цель артикуляционной гимнастики – автоматизировать проговаривание отдельных групп гласных и согласных. Классический пример артикуляционной гимнастики – скороговорки.

Очень важно на первых этапах выполнять упражнения медленно. По мере тренировки навыков скорость будет сама возрастать. Когда кроха научится проговаривать нужные звуки, то ей будет проще сказать фразу быстрее, чем медленнее.

Игры и скороговорки для развития речи

Развитие речи детей в игре дает родителям дополнительную эмоциональную связь, формирует доверительные и дружеские отношения. А самая веселая игра – совместное разучивание скороговорок.

Еще по теме  До какого возраста ребенок считается малолетним

Игра для язычка поможет малышу усвоить произношения сложных для него звучаний. Маме нужно вместе с ним произносить выделенные звуки.

Коровка пасется на лугу – «Му-му-му»

Жучок жужжит – «Ж-ж-ж»

Ветер дует – «Ф-ф-ф»

Кузнечик стрекочет – «Т-р-р-р», «Т-ц-с-с».

Игра «Добавь слово» состоит в том, чтобы к словосочетанию каждый раз добавлять одно слово, при этом повторять получившуюся фразу полностью.

Скороговорки развивают речь малыша с помощью повторения и перестановки, определенных одних и тех же звуков и слогов будут отличным дополнением к детским занятиям.

На дворе трава, на траве дрова.

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Как научить ребенка правильно говорить слова

Со временем всегда получается рассказать ребенку, как говорить правильно. Здесь главный принцип – не навреди. Ни в коем случае нельзя малыша стыдить, выражать свое беспокойство по поводу того, что у него что-то не получается.

Главная причина, почему речевое развитие ребенка задерживается, – малое количество социальных контактов с крохой. Она просто не учится в таком вялом режиме. Если ребенку 1 год, и он не разговаривает, можно не переживать.

Также ребенок может испытывать проблемы с речью из-за нарушений со слухом. Еще частая причина – индивидуальные особенности психики. Интроверты с самого маленького возраста меньше разговаривают, волноваться по этому поводу не стоит.

Если ребенок лепечет до двух лет, но еще не может осмысленно говорить, повода для беспокойства нет, если он понимает, что от него хотят.

Одним словом, в любой области, где заходит речь про развитие ребенка, родители склонны паниковать по пустякам. В большинстве случаев главный помощник в обучении детей умению разговаривать – спокойствие и терпение.

Как научить ребенка разговаривать

Каждому родителю хочется, чтобы их чадо как можно скорее начало говорить. Но все дети разные, и сам процесс говорения у них начинается по-разному. Поэтому они задумываются о том, как научить ребенка говорить и помочь ему справиться со сложностями выговаривания звуков и слогов.

Еще по теме  С какой недели плод уже считается жизнеспособным, и ребенок может выжить при родах?

Когда ребенок произносит первые слова

Все индивидуально. Некоторые дети начинают осознанно произносить первые слова в 8 месяцев. Другие – лишь в год. Девочки, как правило, начинают говорить быстрее. Отделы мозга, отвечающие за речь, заканчивают формироваться лишь в 3 года.

Логопедические упражнения для развития речи

Как научить ребенка говорить в 2 года – этот вопрос тщательно изучается медиками. Если малышу почти 3 года, а он все еще молчит, или, наоборот, говорит много, но ничего не понятно, необходимо помочь ему справиться со сложностями звукопроизношения.

Логопедические упражнения помогут понять, как быстро научить ребенка разговаривать.

В возрасте 2-4 лет детям сложно удерживать внимание на учебной деятельности, поэтому обучение нужно проводить в игровой форме. Особое внимание отводится подготовительным упражнениям и артикуляционной гимнастике.

Логопедические упражнения для развития речи

Полноценный поход к профессиональному логопеду отдельные упражнения заменить не могут. Ведь они применяются комплексно. Тренировка речи не подразумевает исключительно работу над отдельными звуками. Она включает развитие большого количества областей мозга.

Отдельные упражнения, направленные на развитие речи:

  1. Пальчиковые и жестовые игры. Ученые установили, что области мозга, которые отвечают за мелкую моторику, тесно связаны с участками, ответственными за речь. Поэтому активные движения пальцами рук ребенка способны стимулировать и развитие способности говорить. Например, можно спросить у ребенка, сколько ему лет, чтобы он пальцами показал.
  2. Сенсорные игры.
  3. Артикуляционные упражнения. Например, можно попросить ребенка задуть свечку или дуть в дудочку.
  4. Ряд других упражнений.

Методики развития речевого аппарата

Существует множество методик развития речевого аппарата, которые можно освоить самостоятельно.

Подготовительные упражнения

Мамы молчунов ищут дельные советы, как научить ребенка разговаривать.

Перед тем, как приступить к постановке определенного звука, необходимо подготовить и нормализовать:

  • Мышечный тонус.
  • Моторику артикуляционного аппарата.
  • Речевой выдох, выработку плавного и длительного выдоха.
  • Мелкую моторику рук.

Даже такие детали детского организма сильно влияют на произношение и на высказывание первых слогов и слов. Если вы сами не можете помочь малышу, обратитесь за помощью к логопеду.

Полезные игры

Заставить ребенка говорить насильно не получится. Это должно происходить незаметно для него во время бесед, маминых рассказов, полезных игр.

Во что играть с детками? Ниже приведено несколько примеров игр, на основе которых родители могут придумать и свои варианты.

  • Сортировка. Малыш должен рассортировать из общей массы разные игрушки (или карточки, если ему интересно работать с ними) по группам: фрукты, овощи, домашние и дикие животные и птицы, насекомые, мебель, посуда, транспорт и т. д. Использовать нужно те изображения или предметы, которые ребенку уже знакомы. Постепенно, по мере изучения к ним добавляют все новые. При этом обязательно проговаривать, что и почему ребенок объединяет.
  • Соотнесение. Учим соотносить предмет и то, что с ним связано. Например, взрослый показывает картинки: корова, овечка, дерево, колосок. Малышу дают другие картинки, связанные с ними. Он должен соотнести их: дерево – забор, скамья, береза, дуб; овечка – варежки, свитер, шапка, шарфик; корова – молоко, кефир, масло, сыр; колосок – мука, хлеб, булочка, печенье. Также проговариваем – что и почему соотносим. Если малыш затрудняется – мама приходит на помощь, это правило действует при любой игре.
  • Подбираем пару. Взрослый называет слово, малыш должен подобрать к нему пару: груша – фрукт, машина – колесо (мотор), лодка – парус (река), лейка – вода (грядка).
  • Лишнее слово. Ребенок должен по характерным признакам на слух определить слово, лишнее в ряду существительных (например, мяч, кукла, кубик, песок). С возрастом слова подбирают посложнее.
  • Обобщение. Малышу называют (а лучше показывают) несколько предметов, а он должен назвать их общим словом (яблоки, груши, вишни – фрукты, помидор, капуста, огурец – овощи).
  • Части и целое. Взрослый называет предмет, малыш объясняет, из каких частей он состоит (платье – рукав, карман, воротник; машинка – кабина, колеса, сиденья, двери, фары). Более сложный вариант – родители описывают предмет по частям, а ребенок отгадывает, о чем речь (у него есть 4 ножки, сиденье, спинка – стул).
  • Найди недругов. Из предложенной цепочки слов малыш должен выбрать два противоположных по значению (ночь, час, сутки, день – день и ночь; друг, радость, враг – друг и враг).
Еще по теме  Послеродовая депрессия: как выйти и как справиться

Итак, основные правила, помогающие научить маленького ребенка говорить, – постоянное речевое окружение, правильный пример, побуждение к диалогу и обучение в форме игры. Пользуясь полезными рекомендациями, приведенными здесь, родители могут значительно улучшить речевые навыки своего крохи – помочь ему заговорить вовремя, активно развивать словарный запас и умение связно говорить.

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Яндекс.Метрика